Previous Entry Share Next Entry
Дон Джонни - 2.
Главный
imb_irj
Картина третья
Сад с двумя воротами, запертыми снаружи. Две беседки.
Мазетто упрекает Церлину в неверности, но невеста успокаивает его, утверждая, что любвеобильный кавалер не посягнул на ее честь. Появляется Дон Жуан; Мазетто прячется в беседке и подсматривает за ними. Однако распутник замечает его и, не растерявшись, приглашает на бал вместе с Церлиной. Входят трое в масках: это Дон Оттавио, Донна Анна и Донна Эльвира. Они разыскивают Дон Жуана, но он не узнает их и вместе с другими приглашает на праздник.

Картина четвертая
Ярко освещенная зала, убранная для роскошного бала.
Во время празднества Дон Жуан пытается соблазнить Церлину, но приезд Донны Анны, Дона Оттавио и Донны Эльвиры разрушает его планы. Он безуспешно пытается обвинить во всем Лепорелло, осыпает присутствующих угрозами, а затем скрывается.

А вот и нет!
В доме ДЖ все герои появляются на сцене непосредственно из недр громадного пузатого холодильника, почему-то окрашенного в голубой цвет. Из-за этого у меня, например возникают ассоциации с кухней в коммунальной квартире.
А ведь не было ещё такой инсценировки? Опера "Дон Жуан" в рамках одной коммунальной квартиры?
Вот где можно было бы порезвиться режиссёру и художнику по костюмам!!
Так и представляю себе Донну Эльвиру в цветном халате, и с волосами, накрученными на бигуди...

Церлина одета медсестрой, а Эльвира то ли кошкой, то ли тигрицей, на голове шапочка с ушками и на лицо приклеены усы. Мазетто одет, кажется, рок-музыкантом, в джинсах-клёш и длинноволосом парике. Все в полумасках.
Церлину ДЖ точно удалось соблазнить, теперь она бьется снаружи в окно, причём уже откровенно в нижнем белье ( намек для тех, кто до сих пор не понял). При этом между речитативами отчётливо слышно, что она тихонечко пищит.

Действие второе

Картина первая
Улица.
Лепорелло хочет отказаться от своей службы, но Дон Жуан уговаривает его остаться и даже поменяться с ним одеждой, желая обольстить служанку Донны Эльвиры. Эльвира подходит к окну; Дон Жуан, спрятавшись за спиной Лепорелло, объявляет ей о своем раскаянии. Поверив ему, Эльвира уходит со слугой, которого по ошибке принимает за своего прежнего возлюбленного. Дон Жуан принимается петь серенады служанке, но и на этот раз вынужден отступить: внезапно входит Мазетто в окружении вооруженных крестьян, собирающихся расправиться с беззаконником.
Мазетто узнает Лепорелло в платье Дон Жуана и осведомляется у него о хозяине. Но переодетый Дон, пользуясь случаем, спроваживает крестьян, остается наедине с Мазетто и избивает его. Подоспевшая Церлина укоряет своего жениха за ревность, но нежно ухаживает за ним.


На авансцене, больше похожей на огромную картинную раму, ДЖ, Церлина, в синем платье ,
Мазетто.
Герои бомбардируют друг друга речитативами. ДЖ, не прерывая речитатива и не смущаясь присутствием публики и оркестра, ловко оприходует ещё и Мазетто ( за компанию?).

Картина вторая
Темная комната в доме Донны Анны.
Донна Анна, Дон Оттавио, Церлина и Мазетто разоблачают переодетого Лепорелло и видят, что Донна Эльвира обманута. Слуге с трудом удается избежать заслуженного наказания. Дон Оттавио, окончательно убедившись в вине Дон Жуана, решает выдать негодяя властям; Донна Эльвира не может скрыть жалости к нему.

Картина третья
Кладбище. Несколько конных статуй и статуя Командора.
Дон Жуан встречает Лепорелло и рассказывает ему об очередной безнравственной проделке. Статуя Командора, похороненного на этом кладбище, обретает дар речи и угрожает нечестивцу; Дон Жуан приглашает ее на ужин.


Картина ночного Нью-Йорка.
Сверху в альпинистском снаряжении, надетом на белую майку без рукавов, и белые же брюки ( пижамного типа), спускается ДЖ ( сбегает от преследователей), перебрасываясь речитативными репликами с Лепорелло.
Высокий и в меру упитанный певец в роли Лепорелло, обладатель редеющих седых волос, подстриженных ёжиком и двухнедельной же седой щетины, одет в глубоко декольтированное синее платье (?????!!!!!).
Логическое мышление, если таковое ещё осталось, на этом месте пасует окончательно.
Сцена кладбище в памяти у меня не сохранилась, Командор-певец пел из оркестровой ямы.




Картина четвертая
Сумрачная комната.
Дон Оттавио убеждает Донну Анну, что Дон Жуан скоро будет наказан по закону, и спрашивает, готова ли она выйти за него замуж. Однако Дона Анна, измученная недавними событиями, вновь и вновь говорит ему о своей любви, но умоляет не торопиться.

Картина пятая
Столовая. Празднично накрытый стол.
Дон Жуан весело пирует. Донна Эльвира убеждает его покаяться в совершенных грехах; он не обращает на нее внимания. В дверях появляется статуя Командора. Лепорелло прячется под стол, а Дон Жуан остается лицом к лицу с мрачным призраком. Статуя призывает его к раскаянию; Дон Жуан отказывается и проваливается в преисподнюю. Лепорелло рассказывает о смерти своего господина пришедшим взять его под стражу. Звучит заключительный ансамбль, светлый и безмятежный.

Самое странное произошло в конце. Вместо того, чтобы быть утащенным Командором в преисподнюю, ДЖ почему-то оказался повешенным. Худой и жилистый певец сначала просто тихо висел посреди сцены на небольшой высоте, а во время финального ансамбля его начинали медленно поднимать наверх. Вокруг него на сцене стояли кружком и пели со счастливыми лицами остальные действующие лица ( Церлина, наконец, одетая); Мазетто с тремя резиновыми пупсами-младенцами в руках, Донна Анна в облегающем платье-мини, Дон Оттавио в костюме, Донна Эльвира тоже в костюме, но облегающем, с мини-юбкой. И во время всей заключительной сцены над ними медленно полз вверх подвешенный ДЖ, весь в белом, босиком и в белом пиджаке надетом, на нижнюю майку.

Но... как же они пели!
Оперный театр раскошелился и пригласил чудесных солистов на роли ДЖ, Донны Анны, Донны Эльвиры, Лепорелло и командора. Ни до ни после этого мне не приходилось участвовать в постановке оперы Моцарта с таким "сильным" составом.
Соответственно реагировала и публика на премьере: овации певцам, а режиссёру кричали "Буууу!!!"
Это яркий пример. Оперная режиссура не стоит на месте, она ищет пути развития и пытается взаимодействовать с современным искусством. Не всегда это удачно.
Иногда смешно. Иногда интересно.
А иногда...
Я, например, слушала постановку оперы "Саломея" Штрауса.
Действие всей оперы происходило на большой кухне, с плитой, стоящей посередине. Ну и что?
Прекрасная была постановка!
А я открыла для себя ещё одно красивейшее произведение Рихарда Штрауса. Концерт для гобоя с оркестром.

?

Log in

No account? Create an account