Previous Entry Share Next Entry
Профжаргон - 3. Вопрос - ответ. Куда ползёт нота Ля?
Главный
imb_irj
Начало:
http://imb-irj.livejournal.com/251431.html
http://imb-irj.livejournal.com/251695.html



"Строй духовых начал подниматься наверх", "бриллиантовая техника", и в чем выражается то, что оркестр "не поддержал солистку".
1) Строй духовых:
Весь оркестр настраивается по первому гобою по основному тону - ля первой октавы.
Между тем, за пару последних столетий нота Ля официально "подросла".
Ля первой октавы сейчас имеет официальную высоту 443 Герца.
С Ля высотой 443 Герца я познакомилась в Европе. Кое-где уже играют в 444, а то и 445 Герц...


Когда я начинала учиться музыке, оно было ещё 440 Гц.
Раньше ещё ниже.
Во времена Баха Ля равнялось 415 Герцам ( это полтона ниже, если на слух).
Во времена Моцарта 430 Гц.
Так, по-крайней мере утверждают аутентисты и играют музыку Моцарта в 430 Гц а Баха, Генделя и Телемана и иже с ними в 415 Гц.
И я там был, мёд-пиво пил, как говорится... И в 415, и в 430 Гц.
Мне предрекали, что я с ума сойду, с моим абсолютным слухом, но ничего, выдержала... Опять же, связь "пальцы-ноты" выручает.
Сравните сами на примере "Бранденбургских концертов " И.Баха.
443 Герца:


( для особо внимательных: они хотя и играют в высоком строю, но струны и смычки у них такие, как использовали во время барокко, а духовые инструменты современные). Здесь все концерты.

415 Герц:


(Здесь только первая часть первого концерта, остальное выложено там же, в YouTube).

Возвращаемся к оркестру: весь оркестр настроен на 443 Герца, и может начинать играть. То есть строй оркестра - 443 Гц.
А в оркестровой яме или в зале может быть жарко. На тепло и влажность инструменты реагируют. И струны тоже.
У струнных струны начинают чуть-чуть вытягиваться, и струны могут начать звучать ниже, например, одна струна "съезжает" на 440 Гц.

А у деревянных духовых ( гобоев, кларнетов, фаготов), инструменты сделаны из разных сортов дерева и "опоясаны" всякой металлической оснасткой ( в подробности не вдаюсь).
И вот, например, гобой от тепла уехал с 443 на 445 Гц, а кларнет на 444.
Они ещё губами как-то чуть-чуть могут скорректировать высоту звука, кажется.
А струнники сползли на 442 или 441 Гц.
Вот и представьте, как это будет звучать...
В оркестровой яме это происходит практически на каждом спектакле.
Просто струнники слышат духовиков, и "за компанию" играют чуть выше.
Зато если надо играть открытую струну ( не прижатую пальцем), то сразу слышно. Я в таких случаях всегда держу палец наготове, чтобы подкорректировать.
Теперь яснее?

Про бриллиантовую технику и "оркестр не поддержал солистку" тоже ещё будет.

  • 1
А чем плохи 440 герц? Что вдруг стали делать 443?

С теплым пушистым приветом
Нина

Убыстрение ритма жизни )))))
Я не знаю, но попробую выяснить.

А в чем причина этого повышения ноты ля?

Причина скорее в том, что раньше каждый играл, как хотел, нота ля была условной величиной)))
Играли от 406 до 460 Герц.
Просто потом в рамках глобализации договорились на 440.

Не знаю, у меня с этим по жизни проблема. Причем, в 415 - легко, если на скрипке. Если петь - эээ...только наизусть.. Континуо в принципе легко...
А вот если инструмент (орган в смысле) исторический попадается (были у нас поездки на север) и там 445 или даже, 460 - все.... тут меня выключает) Я не могу понять, почему я играю до, а звучит ре))
Сбой системы )))


Мне один раз пришлось играть с органом, который "повысился'" после жаркого лета с 440 на 450 )))))))
Ну мы, струннички, перестроились... А вот духовикам худо пришлось...
А где у нас есть орган со строем 460 Гц?

Пардон, ошиблась немного) 465 герц имелось в виду.
Дело в том, что такие органы строят не по ..эх..как это по русский написать... не по камертону (и я имею в виду не камертон, как предмет сейчас)), а по так называемому Chorton.. с чем это связано - я не совсем понимаю. Видимо, с практикой церковного пения в том числе с органом. Потому как изменения каммертона ничего общего с Chorton-ом не имеют. И вот это для меня, поигравшей барочной музыки в приличном количестве на скрипке было открытием. Я честно считала, что раньше все было 415 во время Баха, 430 - Моцарт, 440 - 20 век,и сейчас официальный строй в оркестре 443.
А где такие стоят.. Да много где. У нас в регионе их 3 штуки, а в принципе, вся Нижняя Саксония, Голландия и все, что рядом... Очень много сохранившехся на юге стоит...
Так все не вспомню )


Да, вот оно, про "хоровой тон".
https://de.m.wikipedia.org/wiki/Kammerton
Там и про неразбериху с разными "ля" всё написано. Похоже на правду...

Спасибо, очень интересно. И тоже хотела спросить, почему произошел этот подъем со времен Баха.

Эти 415 Гц, это величина условная, они тогда играли, как кому взбредёт от 406 до 460, во Франции пониже, в Германии и Голландии пониже.

Ух, ну, вот, мне надо было сходить на первое практическое занятие по вождению, чтобы полезть в твой жж за отвлечением и утешением и добраться до этого поста.

Как интересно про ноту ля, я даже не подозревала о существовании таких изменений в мире музыки в принципе! Я знала откуда-то (где-то слышала), что звучание инструментов может меняться от условий окружающей среды, но что звучание нот сознательно меняют - это для меня ново.

Буду ждать про технику и поддержку оркестра :)

Помню-помню и напишу!
А что ты думаешь, ко мне и ученики иногда ходят за отвлечением и утешением, взрослые в-основном... Вот вчера было как раз, тоже надо написать.)))
А я вот так машину водить училась, очень расстраивалась поначалу, что я что-то не могу.
А потом сменила "не могу" на "пока не умею" и расслабилась. Все начинали когда-то))))

На машине я училась лет 10 назад, но в итоге водить так и не стала. На байке по-другому :( Но меня тут тоже все хором утешают, говорят, научусь. Поглядим.

Присоединяюсь к хору! На машине хотя бы баланс держать не надо...))

А у меня фортепиано было настроено на полтона ниже, т.к. струны не выдержали. И так я привыкла. Поэтому, когда я слышу ля, то знаю, что это "ля -бемоль". Такая относительная шкала)

Ну это просто слуховая акробатика))))
У меня первое пианино было такое: красивое, старинное, но на полтона ниже.
Пришлось его продать... Купили потом другое, современное.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account