Previous Entry Share Next Entry
Профжаргон-4. Вопрос-ответ. Техника ты моя, бриллиантовая...
Главный
imb_irj
Продолжаю в несколько заходов отвечать на содержательный вопрос:
http://imb-irj.livejournal.com/252348.html
Всего-то мне и осталось, что " что такое бриллиантовая техника", и в чем выражается то, что оркестр "не поддержал солистку".
И ещё вопрос про академическую музыку и академичную игру от ritfsch ( я помню).

Вы когда-нибудь держали в руках дорогие швейцарские часы, и одновременно их не очень удачную китайскую подделку?


Грамотная техника игры на инструментах, особенно на струнных, очень важна.
Есть, конечно, такие "самородки", которые многому могут научить себя играть на инструменте сами, но это, действительно, единицы. И некоторые из них играют не "благодаря", а "вопреки".
Я специально внимательно читаю биографии сегодняшних музыкантов-солистов. И, преимущественно, в них вычитывается одно: либо ребёнок родился в семье музыкантов, которые заметили его способности, поддержали, нашли хорошего педагога. Либо ребёнок случайно встретил ( или попал) к педагогу, который разглядел его талант, и начал с ним заниматься.
Ференца Листа, например, из Венгрии, отправили учиться в Париж ( в сопровождении родителей). Талантливые скрипачата тянулись в Петербург к Ауэру или в Одессу, к Столярскому, Марлен Дитрих ( тогда её ещё звали по-другому) в юности отправили учиться к Флешу ( в результате чего она переиграла руку и с чистой совестью занялась актёрской карьерой), уместно упомянуть и Брона с Репиным: Репина родители вообще-то хотели на аккордеон отдавать, но у педагога не было в классе свободных мест ( как гласит легенда).
Так как чаще всего начинают играть в раннем возрасте, то без помощи и ободрения взрослых сложно.

Но вот все этапы пройдены, и перед вами взрослый музыкант:
и вы слушаете в его исполнении какое-нибудь произведение. Скорее всего вы заметите, играет он качественно, или откровенно халтурит.

Техника в данном случае, это четкость координации и совпадение движений рук ( палец уже стоит на нужном месте на струне, прижимая ноту, прежде чем смычок придёт в движение). И точность во всех мелочах. Чёткие и аккуратные смены смычка и струн, точные по времени пальцы левой руки, если играется несколько нот во время проведения смычка в одну сторону.
Вот все эти "тысячи мелочей", отработанные и применённые со вкусом во время исполнения произведения, и входят в понятие "бриллиантовая техника".
Всё это обязательно должно быть вовремя разъянено и оставаться в голове у ученика.
Существует два противоположных полюса: люди, играющие настолько на эмоциях, что страдает аккуратность и техника, и, наоборот, увлечённые техникой настолько, что умудряются всю музыку истребить, и остаются сплошные ноты и технические приёмы.
Красота где-то посередине, тем более, что музыкант на сцене должен раскрывать сущность музыки публике, а не только услаждать себя самого , чем иногда страдают люди, играющие на эмоциях, их заносит, они могут потерять контроль.
В-общем, бриллиантовая техника сродни дорогим швейцарским часам. Знатоки заметят и оценят, а так просто красиво и приятно чувствам.

И про поддержание оркестром солистов: солист, он как капризная женщина с запросами ( иногда, а особенно - певцы), ему хочется немного свободы, например, в темпе, иногда чуть-чуть убыстрить, иногда чуть замедлить ( отношения музыкантов со временем вообще и с темпами в частности, а именно субъективность восприятия темпов, это отдельная и увлекательная тема, на которую я напишу, если хотите). В таком случае солист желательно должен представлять себе, насколько далеко он может в этом заходить, потому что возникает опасность, что оркестр ( сложный организм), не сможет играть вместе с ним. И дирижёр должен очень внимательно следить за солистом и передавать оркестру дальше все его музыкальные намерения.
На том же концерте случилось следующее: солистка попыталась играть чуть свободнее и немного замедлила в конце фразы - оркестр не замедлил, то ли дирижёр недостаточно чётко показал, то ли они просто не способны к такой точности. А потом она немножко ускорила в середине следующей фразы, и оркестр во главе с дирижёром тоже не смог сыграть вместе с ней. После этого солистка, видимо поняла, что надо играть менее свободно, и дело пошло на лад.
Это особое и очень ценное умение дирижёра - аккомпанировать, особенно важно это в опере, и не у всех получается, увы.

Теперь всё стало яснее?
И присылайте ваши вопросы, господа!
А также желаю всем хороших выходных!





  • 1
"увлекательная тема, на которую я напишу, если хотите"
Хотим.

Здорово написано, занимательно, я даже все поняла! (без шуток) тебе надо познавательную передачу или спец.блог, я серьезно

Спасибо! И как это делают?

> Существует два противоположных полюса: люди, играющие настолько на эмоциях, что страдает аккуратность и техника, и, наоборот, увлечённые техникой настолько, что умудряются всю музыку истребить, и остаются сплошные ноты и технические приёмы.
Красота где-то посередине

Мне (с моей непосвященной слушательской колокольни) казалось, что это не посередине. Есть музыкальность, которая не вместо, а за техникой. Для сравнения, два исполнения одного и того же произведения двумя гитаристами (кто о чем, а вшивый о бане): Андрес Сеговия - https://www.youtube.com/watch?v=uXeVN3RsCYI и довольно известная Хорватская гитаристка Ана Видович - https://youtu.be/1otp6aije3o?t=7m10s Оба исполнения с технической точки зрения практически безупречны, но у Сеговии эта музыка изящна и выразительна, а у Видович музыка убита, никакой выразительности при ее скорости уже не видно.

Edited at 2015-09-19 05:23 pm (UTC)

У нас несколько разная ось координат)))
То, что у меня центр и равновесие, то у Вас край оси. Вот смотрите, уважаемая humorable Прокофьева процитировала, внизу в комментариях: " так встретились мастерство без вдохновения и вдохновение без мастерства".
Именно это я и имела ввиду. И свой опыт такой есть, меня по молодости "заносило" иногда))))

Как ты все умеешь по полочкам расписать! Насчет певцов с оркестром, да, бывают крайне свободны. И никакой дирижер нам не помеха.


И никакой дирижёр им не помеха!!!
Как ты метко, я смеялась от души. Как раз в перерыве в опере прочитала и радостно смеялась.
Они думают, наверное, что им бонус за смелость полагается, или за смертность, как, например, Дездемоне)))

Интересно! и доступно непрофессионалам!
Прокофьев когда-то писал в воспоминаниях о том, как в юности пытался "технарю" показать, как надо выразить какую-то фразу - и не смог ее сыграть.
И подытоживает: " так встретились ( или столкнулись?) мастерство без вдохновенья и вдохновение без мастерства."

Спасибо за цитату!
А я как раз сейчас его "Дневники" читаю))))
Мне самой интересно писать такие ответы)))
Тоже иногда полезно - подумать.
Так что, ставить фотку с нашей развиртуализации здесь?

я не возражаю)

Интересно, выражение "бриллиантовая техника" не слыхал, зато слыхал "жемчужная"

А я вот такого не слышала, только про зубы)))

Про зубы тоже слышал, а "бриллиантовая" - про руки :)
Наверное, жемчужная техника больше относится к клавишным, чем к струнным. Это когда ноты в пассажах не смазываются вместе.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account