Previous Entry Share Next Entry
Гойя в Национальной Галерее. Лондон.
Главный
imb_irj
Год назад я тоже была в Англии, точнее в Лондоне и его окрестностях (Кембридж, Петерборо и Стемфорд).
В Национальную Галерею зашла в первый же день и застряла в зале перед портретом женщины в мантилье. Долго смотрела ей в глаза и, можно сказать, общалась, рассматривая во всех подробностях. Рядом с ней висели ещё два портрета, адмирал с голубыми глазами и в орденах, и недовольный седовласый господин средних лет. Портреты потрясли меня настолько, что я ещё раз вернулась в галерею посмотреть именно на них. И вдруг я поняла, что портрет дамы в мантилье в формате открытки висит у меня дома на стене уже год. Но открытка настолько не передаёт очарование картины, что я её не сразу узнала.
Сама возможность пойти на выставку Гойи и посмотреть семьдесят портретов его кисти, привела меня в неописуемый восторг и мне впору было радостно прыгать по Трафальгарской площади ( но там как раз проходил день Африки, поэтому прыгающих и танцующих и кроме меня хватало).

Кроме прочего, я очень люблю ретроспективные выставки, по которым можно проследить развитие мастерства художника и его творческий поиск.

Выставка располагается в современном крыле Национальной Галереи, слева от главного входа, в подвальном этаже ( под старинной живописью 15-16 веков).
Экспозиция состоит из семи залов, и начинается автопортретом художника с круглым умиротворённым лицом и пытливыми глазами.

http://www.backtoclassics.com/gallery/franciscogoya/selfportrait1/


Посетителям выдают брошюру с кратким описанием картин и изображённых на них личностей и биографией художника. За отдельную плату можно взять аудиогид.
Поэтому иногда выглядело это забавно, перед картинами стояли люди, и опустив головы, читали в книжечках.
Я с удивлением обнаружила, что самый ранний портрет выставки был написан, когда художнику уже было к тридцати пяти.
Мы ходили от портрета к портрету, я останавливалась, рассматривала изображённых на них людей, и мне казалось, что они рассматривали меня.
Этот обмен взглядами был настолько занимателен, что периодически приходилось напоминать себе, что все они давно умерли. Но и это тоже казалось неважным.
Несколько моделей на портретах смотрели куда-то в сторону, и это уже не было таким интересным.
Один портрет напомнил мне своим мягким очарованием и депрессивным взглядом одного моего знакомого скрипача, тоже депрессивного, кстати.



http://www.apollo-magazine.com/diary-goyas-portraits/
В первом зале очаровывала своей мягкой и женственной красотой молодая супруга брата короля - Луи Бурбона и занимательный уродством старый король Карлос в охотничьем костюме.

http://www.sdmart.org/sites/default/files/dona_maria_teresa_de_vallabriga_y_rozas.jpg


https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/fc/Charles_III,_1786-88.jpg

Во втором зале долго я стояла и около портрета Герцога Осунского. Вот с кем бы поговорить об устройстве мира! Его глаза излучали ум и благородство, хотя он, как раз, на зрителя не смотрел.

http://uploads8.wikiart.org/images/francisco-goya/don-pedro-duke-of-osuna.jpg

С противоложной стены на них взирало семейство маркизов де Виллафранка старая маркиза донна Мария Антония Гонзаго маркиза де Виллафранка, с которой явно шутки были плохи,



http://www.art-almanac.com.au/wp-content/uploads/2012/07/image09-852x1024.jpg
её меланхоличный, любимый и, похоже задавленный матерью сын, герцог Альба, с нотами Гайдна в руках и скрипкой на заднем плане,



https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/af/José_Álvarez_de_Toledo,_Duque_de_Alba.jpg

и отпрыск сестры герцога с бешеными кошками, у кошек были настолько зверски кровожадные морды, что они затмевали родовитого мальчика, несмотря на то, что он был одет в красный комбинезончик. Детские моды не очень сильно изменились за века. У моего младшего брата в раннем детстве было что-то очень похожее, но без кружев.



http://www.eeweems.com/goya/_imagery/zuniga_700.jpg

Я заметила одну странную особенность. Большинство людей-портретов изображены без особых прикрас, но казались при этом очень интересными и симпатичными. Как же нужно было войти с ними в контакт, чтобы они настолько открылись и впустили художника в свою душу, и показали ему самые приятные стороны своей натуры.
В третьем зале с противоположных стен взирали друг на друга две самых родовитых, богатых и влиятельных дам Испанского Королевства:
Королева , жена короля Карлоса Бурбона, и Герцогиня Альба ( та самая, которой Фейхтвангер приписал роман с самим художником). Обе были одеты в одежду испанских женщин - мантилью.

Королева, откровенно некрасивая, грузная фигура, испорченная многочисленными родами ( у неё было четырнадцать детей). Лицо некрасивое, но полное достоинства, щеки у рта характерно западают, она как раз потеряла зубы).

слегка


http://uploads8.wikiart.org/images/francisco-goya/queen-mar%C3%ADa-luisa-wearing-a-mantilla-1799.jpg

И Герцогиня Альба - гордая, неприступная, вся в чёрном, с тонкой талией.
Это на репродукциях кажется, что у неё круги под глазами, на самом деле у неё бледный и ровный цвет лица.
И портрет, что характерно даже больше портрета королевы - он шире.



https://media.timeout.com/images/102886641/image.jpg

В зале с политиками и военными были встречены старые знакомые : адмирал Веллингтон в орденах ( Гойя ему позднее ещё несколько пририсовал, апдейт сделал). Выросший и ставший архиепископом Испанским сын Луи Бурбона, который в первом зале был изображён даже дважды, один и на семейном портрете.



http://www.nationalgallery.org.uk/upload/img/goya-duke-wellington-NG6322-fm.jpg



http://www.goyadiscovery.com/images/272_Infante_Luis_Maria_de_Borbon_Original_Photo_.jpg



http://www.arttrans.com.ua/imageproduct/106/Goya_Francisco_y_Lucientes_de_The_Portrait_of_Cardinal_Don_Luis_Maria_de_Bourbon_art_print_b.jpg

Очень примечателен портрет священника дона Хауна Антонио Ллоренте, боровшегося против запрета инквизиции.



https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/29/Goya_-_Don_Juan_Antonio_Llorente.jpg


И видно изменение в модах разных эпох.

Много времени я провела в зале с портретами друзей художника.
Особенно запал мне в душу портрет его лучшего друга Мартина Цапатера.
Такое некрасивое носатое лицо, но такие умные глаза, сразу чувствуешь к нему доверие и симпатию.



https://homurhomur.files.wordpress.com/2012/05/img_0904.jpg

Портреты семьи оказались самыми маленькими и простыми, свою жену Гойя изобразил вот так:



http://www.eeweems.com/goya/_chalk-drawings/chalk-portrait-josefa-bayeu-1805-620.jpg

Но самый поразительный портрет находился в последнем зале: Гойя со своим врачом, вылечивший его от тяжёлой болезни в 1819 году. Вот тут стало действительно страшно. И эти расплывчатые лица на заднем плане.



https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/d/d6/Self-portrait_with_Dr_Arrieta_by_Francisco_de_Goya.jpg

После чего я вышла, передохнула пять минут, и пошла смотреть по второму разу.
В женском туалете на внутренней стороне дверок была обнаружена сердитая герцогиня Альба в миниатюре. Да, не повезло ей...

Теперь у меня есть настенный календарь на 2016 год, с портретами Гойи, там есть и мальчик в комбинезоне и с ним дивные кошки с дикими глазами, и герцогинь парочка, и герцог Осунский.
А я бы ещё раз сходила на эту выставку, если будет возможность.
Про влияние Веласкеса на Гойю и групповые семейные портреты я напишу отдельно. А также можно написать про Национальную Портретную Галерею, про английскую писательницу, помогшую мне выучить немецкий язык, про Стемфорд и поместье Багли-Хаус, внешний вид вам наверняка знаком ( если вы смотрели сериал "Аббатсво Даунтон" или "Дживс и Вустер", а я видела, что находится там внутри).
Выставка открылась 07.10.2015 и будет продолжаться до 10.01.2016.
Билеты можно купить на вход в определённое время. Мы купили за час с небольшим до входа, и как раз успели пообедать до назначенного времени.
И, напоследок, вопрос: а вы читали одноимённую книгу Фейхтвангера?
И, репродукции, увы, всей выразительности портретов не передают.

  • 1
Спасибо, огромное! Я тоже люблю ретроспективные выставки художников. И очень люблю Гойю. И да я читала книгу Фейхтвангера! И я пожалй вас зафренжу, мне нравится программа следующих записей:)

Добро пожаловать!!)))

Я впервые встретила такое же восприятие картин Гойи, как у меня. Очень рада, что не одинока. Я имею в виду ваши слова:
застряла в зале перед портретом женщины в мантилье. Долго смотрела ей в глаза и, можно сказать, общалась.
рассматривала изображённых на них людей, и мне казалось, что они рассматривали меня.
Этот обмен взглядами был настолько занимателен, что периодически приходилось напоминать себе, что все они давно умерли.

Я в начале 80-х была в Эрмитаже на большой выставке Гойи из Прадо. И не могла оторваться от портрета Хосефы. Я стояла и смотрела на нее, а она выпивала из меня все соки. Не отпускала. Два часа я там провела, посмотрела и другие картины, но несколько потретов Хосефы меня потрясли таким воздействием, особенно один из них.
Я вернулась домой выжатая как лимон.

Гениальный художник, да.
А мне надо в Прадо, я думаю. Хотя в Лондоне как раз из Прадо было несколько картин.

Спасибо, все равно было очень интересно (хоть и репродукции не передают всего). Я Гойей никогда не интересовалась, мне казалось, что весь он какой-то мрачный. И книгу Фейхтвагера о Гойе не читала. Смотрела только фильм "Призраки Гойи", который мне ужасно не понравился. Скорее, из-за того времени, инквизиции и прочих мрачных вещей, чем из-за самого художника.

Он в мрачное время жил, это правда.
Но портреты очень живые.
У него серии офортов мрачные есть. А книга Фейхтвангера очень интересная, советую.

Спасибо, почитаю :)

Я тоже собираюсь почитать, я же могу в оригинале! Вдруг дошло..)))

ВЫставка кажется очень-очень, я себе записала в маст-визит)))

Напишешь о своих впечатлениях тогда?
А я на концерте в Барбикане купила себе Шекспира - магнит на холодильник ))))
И вспоминала твой пост. А вот полотенца у них не было...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account