Previous Entry Share Next Entry
Кто как слышит .
Главный
imb_irj
Вчера была на очень интересном концерте. И по ассоциации вспомнилась мне автобиографическая повесть Анастасии Цветаевой "Сказ про звонаря московского".
А вы слышали про этого человека?

..... Вы не слышали известного дирижера Сараджева? Константина
Соломоновича? -- спросила меня Юлечка, дочь хозяина. -- Котик -- его сын от
первого брака. Звонарь. Музыканты считают его гением. Котик Сараджев!
Анастасия Ивановна, он может сейчас прийти, -- чтобы вы знали. А то вы не
поймете! Ведь он особенный!

Взгляд темных, больших глаз Юлечки полыхнул в волненье рассказа:
-- Котик с двух сторон из необыкновенных семей: об отце я уже сказала,
у него талант по наследству: с семи лет -- композитор! А мать -- дочь
Филатова, по детским болезням профессора, его имени -- московская детская
клиника. Мать давно умерла, Котик еще маленьким был. Он похож на нее, хотя и
на отца похож тоже: что-то восточное. Вы сами увидите! Котик заикается.
Иногда -- почти чисто говорит, а иногда -- трудно! Но самое главное в нем --
это гиперсинестезия слуха, -- спешила сообщить рассказчица, -- он слышит в
октаве совершенно отчетливо -- 1701 звук, нарисовал нам схему. Я ее найду,
покажу вам! О своих "гармонизациях" рояльных (он так зовет) Котик небрежно
говорит. Только колокола признает! Мы на днях собираемся его слушать --
пойдемте с нами?....Радостно, как-то торжественно,-- зная ли, что ждут, вышел из передней
высокий темноволосый молодой человек в аккуратной, плотной рубашке,
подпоясанной ремнем: одергивая ее (как это делают мальчики от
застенчивости), но -- не так, не застенчиво, а -- в некой веселой готовности
-- предстать. Карие, огромные, по-восточному длинного разреза глаза сияли
блеском темным и детским по силе открытости. Голос запинался:
-- Я оп-поздал н-немм- (радостно прорвавшись) --много!
Ппп-рости-те...-- кланялся, пожимая руки, смеялся.
"Пожалуй, красив! Волосы волнистые, длиннее положенного. Царь Федор
Иоаннович театральный какой-то!" -- подумала я.
-- Мой Источник меня задержал, -- медленно, но словоохотливо пояснял
нам он, улыбкой сопровождая слова, -- ему мои сестры сказали -- поздно домой
прихожу.
-- Источником он отца называет, -- шепнула мне Юлечка.
Котик вдруг оживился очень:
-- Я вч-ч...-- слово не удавалось ему, -- вче-ра у Глиэра был! -- Он
обвел всех нас глазами, сияющими. -- И мне выд-дадут разрешение от
Наркомпроса, -- он развел руками широко и радостно, -- ск-колько н-надо мне
ккколоколов, в каких н-надо тональностях! Дооборудуют мне мою звонницу!
П-пожалуйста, -- он провел рукой по воздуху, как бы перечисляя нас, --
п-приходите вы все!
Юлечка усаживала гостя за стол, наливала чай, придвигала хлеб, варенье.
Он ел весело, увлеченно, по-детски. Было удивительно наблюдать эту
смесь горечи его от непонятости -- с радостью от колокольной победы.
Он вдруг остановил свой рассказ. Порывисто привстав, потрогал пальцем
хрустальную сахарницу.
-- Уддивительно! -- вскричал он пораженно, как будто увидев друга, --
тип-пичная сахарница в стиле до 112 бемолей! И он погладил ее, как гладят
кота.
-- Да! -- спохватился Котик, извиняясь за то, что отвлекся, -- самое
главное: я уж-же оттобрал один маленький колокол -- 1 пуд и 7 фунтов, это на
весах, старых, -- вроде бы застеснялся он, -- а другой -- ну, этот побольше
будет! -- Он рассмеялся -- еще не вешал его н-на весах, ну, думаю, пудов 5
будет... Вы не представляете себе, какой звук! Этто, как говорится,
божественный! В груди -- холодок даже! Я -- даже боюсь... такой звук! Ну, а
еще колокол -- уже неподъемный! Только несколько человек его смогут поднять!
Ре-диез!


Прочесть повесть полностью можно здесь:
http://www.lib.ru/MEMUARY/CWETAEWA/zwonar.txt
А вот как он выглядел:


Одного только я не понимаю: несколько раз разные коллеги рассказывали мне какая беда - этот абсолютный слух!
Причем под лозунгом : "у меня его нет, и мне повезло,толку нет от него, сплошные мучения!"
Эта точка зрения понимания у меня не встречает.
Я-то со своим живу дружно, вполне довольна, играю и в других строях, и абсолютно никаких мучений не испытываю.
С другой стороны не считаю его отсутствие проблемой.
А вы что думаете?


  • 1
Ничего особенного у меня с этим не связано, кроме того, что я знаю, какой звук играют.
В диктантах привел к порочной практике записывать прямо за преподавателем, что строго запрещено)
А цветовым слухом не обладаю, к сожалению. Скорее, тут семантика - если я знаю, что много бемолей, то воспринимаю тональность в мрачном ключе, и т.д.)

Книгу эту горячо любила, с детства)

Я тоже так делала на диктантах)))
А я тональности не по краскам а по консистенции воспринимаю)))

Густое - жидкое? Или еще как-то?

Твёрдое - газообразное, прозрачное-непрозрачное.

Интересно. Как рисунок тушью :)

Да, действительно... Графичность какая-то в этом есть...

У меня его нет. А вот у племянника есть. И он мучался в детстве, когда окружающие (не профессионалы) играли и пели. Музыкантом не стал.

О да, но у меня в качестве тренировки - ученики. Поэтому играют все довольно чисто)))

Я на неритмичность реагирую гораздо более чувствительно. Был даже пост на эту тему.

А я на резкие высокие голоса. Однажды даже из магазина сбежала - не смогла отстоять очередь из 3-х человек. Продавщица громко препиралась с клиентами и голос у нее был... как железом по стеклу.

О, да...
Это я тоже не могу. Всегда ношу с собой беруши.

Спасибо за идею :) В поездках ночами использую, а в толпе и т.п, почему-то, нет. А ведь это отличный выход!

Edited at 2015-10-25 02:37 pm (UTC)

у меня были большие проблемы... при игре. Если рояль ( чаще пианино, за роялем все-таки следили) из-за сухости ( батареи ж всегда раскаленные) каким-то образом чу-чуть "менял" строй ,- кранты : пальцы механически и радостно не двигаются))))В юности слышала кластеры , т.е. точно называла звуки - до 12, кажется. Теперь уж нет...
У Чайковского не было абсолютного слуха - давно , помню, читала.Типа, казус!

Я как-то научилась абстрагироваться: уходить во внутреннюю звуковысотную эмиграцию)))
А без абсолютного слуха - ну живут же многие музыканты. И музыка Чайковского от этого никак не страдает)))

Какой же это казус? У многих его нет. Вспомнить хоть Бетховена... ;)

Вспомним... и помянем))) Че-т не помню : что у него с абсолютным , но на глухоту намекаете, да? Ему было легче: вокруг- классическая музыка , никакого тебе Штокхаузена. Лепота.)))

Насчёт абсолютного слуха у Бетховена я не помню, но это не так уж важно, но он уже глухой был, а музыку слышал внутри себя...
Думаю, что абсолютник всё-таки...
Как-то они с Гоей внешне похожи и оба глухие, к тому же...

На нее :)
Меньше знаешь - крепче спишь, это да. Однако, подозреваю, что и тогда разного кругом хватало, из того, что до нас не дошло.

У меня всегда с собой. Очень хорошо для метро...

Именно про него и подумала :)

У меня нет, и когда я пел в хоре, очень не хватало: каждое вступление приходилось отсчитывать от ми или ля, на которые у меня, почему-то, есть абсолютный слух.

У меня для Вас ( или мы на ты??) хорошая новость.
Я со своим абсолютным слухом даю себе "ля", когда надо петь или просто из головы и отсчитываю ( так привычнее). Когда играть - там пальцы место знают))
А "пассивно" слышу - всё ))))


Edited at 2015-10-26 08:42 am (UTC)

Вроде были на вы, но можно попробовать на ты. С опцией возвращения: вдруг не получится :)
Слышать всё - здорово. Мне много приходится учить на слух, и все время калькулятор в голове поскрипывает, потому что абсолютно я не слышу ничего, всё относительно. Конечно, если гитара, то там разные технические нюансы проскакивают, по которым можно быстро сориентироваться: открытые струны по-другому звучат и т.д. Но если бы был абсолютный слух, было бы удобнее.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account