Previous Entry Share Next Entry
Жена взаймы или в ливень в Лиссабоне.
Театр
imb_irj
Вчера на шестом часу репетиций, когда я уже довольно смутно представляла себе, где кончаюсь я, а где начинается оркестровая яма, я решила, что можно продолжить писать об опере.
Постановка у нас "заёмная". Декорации тоже. Коллеги дали попользоваться. Оперный театр Дармштадта.
Это было любопытно: перенесут ли действие оперы Пуччини "Мадам Баттерфляй" в современность или в другое время, или просто в какую-то абстракцию.
К моей радости, этого не произошло.

А теперь я рассказу о моём самом дождливом дне в Лиссабоне.
Музей Гульбенкяна мне очень хотелось посетить с тех пор, как на просторах жж я несколько раз наталкивалась на прекрасные картины из его собрания.
Какие именно картины, я довольно быстро забыла, а стойкое ощущение "мне туда надо" осталось.

А ещё друзья посоветовали музей старинного искусства ( там триптих Босха и Дюрер,и старинная португальская живопись). И музей искусства Востока.

Начать я решила со старинного искусства. Добежала до дверей под проливным дождём, купила билет, вооружилась планом залов ( целый этаж оказался на реставрации) , засунула его в сумку, и отправилась бродить наугад.
И сразу же попала в зал с азиатскими сундучками, а на стене висел портрет Мадонны без младенца (1) , причём в лицк у неё явно просматривались азиатские черты.
Я невероятно смутилась - старинное португальское искусство я представляла себе несколько по-другому.
Завернула в другую сторону, и попала в череду залов с керамикой. Нашла нечто керамическое, напоминающее чайный набор с сахарницей моей бабушки ( используется на даче) (2), фарфоровую скрипку(3), молочник в виде коровы с грудью женщины ( или женщины с головой коровы) (4)- а вы помните, какой круговорот событий развернулся в одном из романов Вудхауза о Дживсе и Вустере вокруг молочника в виде коровки? Рушились политические карьеры, страдали юные девы от разочарования в любви, и журнал любимой тётушки Далии чуть было не загнулся из-за трудностей финансового характера?
Респектабельная английская аристократия волчком крутилась около молочника, и все его по очереди друг у друга крали.
Правда там молочник-коровка был без грудей и из серебра, что не вполне объясняет накал страстей. В соответствующей серии соответствующего сериала в роли богатого поместья выступил Багли-хаус (5) - дворец министра финансов Королевы Елизаветы. Он же снят и в "Аббатстве Даунтон". Но только фасад.
Интерьеры запрятаны у меня в памяти компьютера и никак не дождутся своего часа.
Тем не менее "Фото-Плюшкин" во мне не дремал, а прилежно осматривал и снимал любопытные экспонаты.
Немножко успокоившись разнообразной керамикой всех времён и народов ( арабской, китайской, японкой и португальской, причём, к моему удивлению оказалось, что я издали на глазок различаю китайскую и японскую керамику, хотя и не особо ей интересуюсь), я вернулась в первый зал.
И обнаружила там нечто, заставившее меня надолго залипнуть у стеклянной витрины, щёлкать смартфоном, пытаться фотографировать камерой, перепрыгивать через пришедших после меня и сидящих на полу в больших количествах португальских школьников ( у них экскурсия была явно), и , пытаясь слиться с окружающей обстановкой, протискиваться мимо вдохновенно вещающей учительницы ( или экскурсовода), чтобы рассмотреть до конца интересующие меня подробности.
И, сидя поздно вечером в поезде, переводить на русский историческую справку, вместо того, чтобы играть в тетрис на телефоне.
Итак, знакомьтесь раскладные стенные ширмы Намбан ( одна из жемчужин коллекции музея, как потом оказалось).

Описание с исторической справкой походного алтаря фельдкурата Отто Каца складных ширм "Намбан" с соответствующими картинками следует.

И я осматривала складные ширмы и думала об опере "Мадам Баттерфляй", и внимательнее всего рассматривала, конечно, лица.
Все три расы присутствовали, европейцы - португальцы, японцы, да и негры тоже, но в качестве слуг, судя по всему.
Вот я и сравнивала лица, костюмы, размышляла, брали ли себе португальцы японских любовниц, вспоминала, что у меня есть где-то фотографии японских рисунков первых встреч японцев с англичанами, сделанные в музее в Японии.
На рисунках все англичане - рыжие, носы у них гораздо длиннее, чем у португальцев, и поэтому выражение лиц ещё более неприятное.
Вспомнила выставку в Бонне, и что как раз японские рисунки и оттиски очень сильно повлияли на становление стиля импрессионистов.
Почему-то подумала о религиях в Японии, что предложенное миссионерами христианство их не особенно заинтересовало, и на увлекательное сочетание синтоизма и буддизма, которое якобы существовало в средневековой Японии, и частично практикуется и по сей день.
Эту информацию я почерпнула из путеводителя по Японии, или даже из увлекательной книги Овчинникова "Ветка сакуры", которую я таки не собралась дочитать. А в храме в Киото я купила, и с тех пор ношу в футляре, амулетик для успешных экзаменов и публичных выступлений.

Сюжет оперы Пуччини как раз и развивается вокруг того, что молодой офицер Пинкертон на время берёт себе в жены японскую женщину. А она влюбляется в него - навсегда. Как правило, ничего хорошего из такого недоразумения выйти не может. Но в опере обязательны человеческие жертвы, иначе публике не интересно.
Интересно, есть ли такая статистика, кого в опере чаще приканчивают и каким образом?
Позволю себе предположить, что сопрано и теноров, так как они и являются главными героями.
Да и японцы, поющие со сцены по-итальянски, теперь вызывают у меня лёгкий когнитивный диссонанс.
И вообще в Японии принято в любой ситуации улыбаться. Интересно, они все тоже с улыбками поют?
Да я понимаю, это всё не настоящее, а так, для колорита...

А потом я вернулась, пришла в театр и увидела декорации к постановке.
Они представляли собой ... расписные японские ширмы ( увеличенные во много раз). Изображено на них было прибытие американского корабля в Японию.
Думаю теперь, как бы раскопать, оригинальные ли это рисунки или имитация.
О костюмах - отдельно.


1


2


3


4
Корова с грудью с виде молочника.


5

Фото отсюда http://www.frrarchitects.co.uk/wp-content/uploads/2011/05/burghley-house.jpg


  • 1
Очень интересно Вы написали. Не люблю Пуччини, признаться.

А чем он вызвал такую нелюбовь?
Играть его, кстати, не сахар, запросто можно "впилиться" не туда;)))
Зато оперы не очень длинные!!

Ужасно однообразный. Мне делается скучно после двух минут. Впрочем, то же относится и к прочей итальянской опере XIX в.

А поздний Верди?

Это что, например? Я его не люблю, поэтому не слушаю и не разбираюсь. Имею право, я не специалист :-) Говорят, "Фальстаф" выдающаяся вещь, но я не пробовал.

Да, "Фальстаф", кстати, и запись симпатичная:

http://imb-irj.livejournal.com/331421.html

Ну раз Вы рекомендуете...

Загляните в этой записи с 30 по 33 минуту)))

Мне понравилось :-) Такая опера-буффа. Послушаю целиком.

Я рада! Кроме этого там чудесная музыка, такие изысканные гармонии и прозрачная лёгкость. И Исполнители отличные. )))

Слушаю. Действительно, весьма неплохо, особенно потому, что почти нет арий ;-) Но подозреваю, что всё-таки скоро наскучит. Знаете, какая моя любимая комическая опера?

Хммм ... "Любовь к трём апельсинам"?

Ну уж нет. "Мейстерзингеры". А потом, пожалуй, "Дон Жуан".

  • 1
?

Log in

No account? Create an account