Previous Entry Share Next Entry
Вопрос к посту. Стадные животные.
Главный
imb_irj
Пост здесь: http://imb-irj.livejournal.com/35391.html

Можно дурацкий вопрос? Я не вполне понял, как музыканты опаздывают на начало увертюры? А кто тогда играет?

Дурацкий ответ:))))
Музыканты бывают разных сортов разных разрядов: солисты и группы.
При этом в группах духовых и ударных может быть по несколько человек, но каждый играет свой собственный голос со своего пульта, из своей партии и сразу понятно, чья кучка. Без них плохо. В крайнем случае можно обойтись без второго голоса. Без первого - никак.
Как во второй части "Неоконченной" Шуберта, если у неё убрать соло гобоя.
http://m.youtube.com/watch?v=elrPp1olrYo&feature=relmfu
Сначала кларнет, а потом с 2мин 50сек должен вступить гобой.

Один раз мне пришлось при этом присутствовать.

Это были гастроли второсортного московского оркестра в городе Н., оркестр начал пить, как только поезд отъехал от Москвы, мне было восемнадцать, и я честно скажу, это были не небожители!
Гулянка продолжалась в славном городе Н. Но концерт всё-таки пришлось играть.
Что-то Чайковского, а в первом отделении "Неоконченная", и вот, играем себе, ничего плохого не думаем, и тут первый гобоист пропускает своё вступление, и дальше, под испепеляющим взглядом дирижёра, сопровождаемый ритмичным аккомпанементом струнных , начинает лазить вверх и вниз по нотному стану , надеясь попасть в мелодию и не попадает.
Это было ужасно стыдно. И было его жалко. И пить меньше надо. Так, наверное, чувствуют себя после публичной порки.
И в опере возможны накладки, но они не так заметны. Хотя есть "опасные" места, где можно по невнимательности сыграть в паузу.
В-общем ответственность у духовиков больше. И нервы должны быть крепкие. Как и у концертмейстера.

Струнники же играют в группе. Пропорции такие: на симфонии Малера, Брукнера, Чайковского, например, восемь пультов первых скрипок, семь - вторых, шесть - альтов, пять - виолончелей и четыре - контрабасов.
Одних струнников - шестьдесят человек!
У каждой группы - своя партия. У каждой группы - свой концертмейстер и у него заместитель, это первый пульт в каждой группе. Они сидят перед дирижёром. Концертмейстер группы пишет штрихи ( группа переписывает), к нему обращается с критикой дирижёр, и он ведёт группу за собой, показывая вступления, следит, чтобы группа играла вместе между собой и "вписывалась" в вертикаль партитуры.
Концертмейстер оркестра видит всех струнных концертмейстеров и солистов-духовиков и может со своего места что-то показать и повести оркестр за собой. Но и он следует дирижёру.
А начиная со второго пульта и дальше сидят простые струнники - солдаты оркестра.
Они следуют, за своим концертмейстером, за концертмейстером оркестра, за дирижёром.
Жизнь у них поспокойнее, есть за кого спрятаться.
На немецком их называют "групповые свинки", даже поговорка есть такая "Tutti-Schwein spielt nie allein"( групповая свинка никогда не играет одна).
Сравнение не обидное. В немецком языке свиньи часто встречаются в поговорках: например "счастье привалило" могут также выразить как "Schwein gehabt" ( свинью получил).

И если такая вот рассеяная "свинка" влетает в оркестровую яму во время или после увертюры, то опера от этого большого ущерба не несёт. Но карается денежным штрафом за опоздание.

А теперь бородатый анекдот:
Подающий надежды молодой дирижёр приглашён дирижировать оркестром мирового класса, он очень волнуется. Начинается репетиция, дирижёр говорит что-то оркестру, вдруг слева разочарованный вздох, дирижёр поворачивает голову и видит недовольные лицо немолодого концертмейстера, и так происходит каждый раз, когда он что-то говорит оркестру.
Молодой дирижёр начинает нервничать. В перерыве он подходит к концертмейстеру спросить его мнения, всё ли в порядке.
"Ах, молодой человек, дело совсем не в Вас,"- грустно отвечает концертмейстер,- "просто я с детства ненавижу музыку".

  • 1
Прелесть!
И про свинок тоже.
Наш студенческий оркестр ездил всегда в Иваново - чего тут скрывать:))

Это был "взрослый" оркестр, обильно доукомплектованный приглашёнными музыкантами.
Был такой "разбродный" период, когда платили очень мало. И музыканты работали в двух оркестрах, по два вызова в день, а ночью ещё запись. Это и на качестве игры сказывалось.

Спасибо, Ира, за красочное разъяснение. Теперь понял. 😄

Многое зависит от склада характера. . Я разговаривала с концертмейстерами групп, некоторые рассказали, что их педагоги в консерваториях распознали "лидерскую" личность, и НА ВСЁМ протяжении учёбы готовили их к ЭТОЙ РОЛИ.

Отличный ответ))
Свинки- прелесть!

Но я в футляре носила белую овечку, я считаю, это больше соответствует моей сущности))))

Как интересно! Оркестр для меня всегда был загадочным коллективом - как, ну как они понимают, что именно им машет дирижер?! Вот что бы лично я хотела узнать.

Чтобы хорошо получалось, должна быть очень строгая субординация и немного волшебства. Об этом следующий пост.))))

Спасибо за подробное разъяснение. Примерно это я и подозревала, но из уст профессионала куда нагляднее выходит.
"С детства не люблю музыку" - отлично, you made my day!

почему-то именно духовики пили больше всех!

Это у них побочный эффект такой! Повышенная поглощаемость высокопроцентных жидкостей)))

только медные!!!не трогайте "деревянных"!!!

Медные-вообще бездонные! ))))

А вся поездка проходила под лозунгом: пьют все!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account