Previous Entry Share Next Entry
С балетно-квартетным приветом.
Главный
imb_irj
Балет у нас на гастроли уехал со "Сном в летнюю ночь".
Но без оркестра, а под запись.

А мы своё пока отыграли.
Билеты на все три спектакля были распроданы ещё за несколько недель до премьеры.
После гастролей они поедут танцевать "Сон" в Дармштадт с тем оркестром.
А потом и мы туда поедем: "Онегина" играть.
Кстати и первые спектакли "Онегина" тоже распроданы полностью.
Вот какой популярностью пользуется театр...
Но я не об этом собиралась писать, а всё-таки о балете, точнее о первой части "Absolute Jest" Джона Адамса, засунутой между двумя Мендельсонами - фрагментом из "Траурного марша"и увертюрой "Возращение с чужбины".

Очень интересное произведение оказалось.
Состав: струнный квартет и оркестр.
Произведение непростое.
Надо очень аккуратно считать ( это почти всегда у Адамса так), потому что часто меняется длина тактов. И ритмы смещаются.
Оркестр играет одно, квартет солистов - другое.
Фрагменты, где солисты играют одновременно один и тот же ритм чередуются с фрагментами, где мотивы переплетаются между собой, "передаются по цепочке" или играются отдельными соло ( в сопровождении оркестра).
Адамс очень изящно препарирует позднего Бетховена.
Фрагменты бетховенских тем очень неожиданно сменяются, и возникают в самых неожиданных местах.
Очень часто встречается ( у квартета) одна и та же ритмическая группа : восьмая с точкой-шестнадцатая-восьмая.
У меня она чётко ассоциируется со скерцо Девятой Симфонии.
По ощущениям, вокруг всё время "мерцают" обрывки знакомых мотивов. Но нет времени их идентифицировать, да и отвлекаться нельзя.
Теперь об исполнении: квартет мы играли прямо со своих мест (нам специально ставили дополнительный пульт, чтобы разместить свои ноты)
А это не совсем рядом друг с другом.
И под дирижёра.
Я для удобства исполнения делала так.
Смотрела на дирижёра и считала одновременно. В оркестр не вслушивалась ( они совсем другое играют). Хотя для ориентировки вписала себе в ноты в некоторых местах, что играет группа альтов.
На репетициях выяснила, где играю вместе с первой скрипкой, и посматривала на него ( его с моего места видно, двоих других - хуже).
В-общем, квартетной игры в прямом смысле этого слова не было, там всё ритмически сложно, и играть легче всего по дирижёру оказалось.
Нас ещё усилили микрофонами.
То есть конечный результат был слышен не нам, а уже в зале.
Что в этот момент происходит на сцене, я не знала. Но на генеральной репетиции со сцены вдруг поплыл лёгкий дымок (потом оказалось, что это сцена Оберона и Титании).
Повторю ещё раз: это было самое сложное по ритму и ансамблевой игре произведение всего вечера.
Требующее постоянного визуального контакта!
А на премьере, как только мы начали его играть, со сцены в яму пополз дым. И не жалкие струйки, а полноценные клубы дыма начали заволакивать музыкантов и дирижёра.
Сначала в дыму скрылись вторые скрипки, потом начало заволакивать виолончелей.
И дирижёр всё хуже и хуже просматривался в клубах дыма.
Но мне его и первого скрипача всё ещё было как-то видно, из-за мощной лампы на дирижёрском пульте.
От абсурда ситуации мне стало смешно.
Ну надо же такое придумать, на самом сложном месте дыму на всех напустить!
Видели ли артисты балета в этот момент дирижёра и он их , тоже интересный вопрос.
Дирижёр потом признался, что он тоже несколько обалдел от неожиданности.
Спектакли прошли хорошо.
Со второго раза дыма в Адамсе стало поменьше.
Перед вторым спектаклем мы собрались квартетом - порепетировать.
И выяснилось, что смысла в этом особого нет: в ритмически простых местах и так всё понятно, а в сложных - проще с дирижёром.
На третьем же спектакле подобралась очень восторженная публика: они много аплодировали, почти после каждого номера.
Но почти в конце балета они вдруг начали дружно аплодировать посреди произведения ( вторая половина увертюры). А там как раз тихо и очень неудобно играют скрипки и деревянные духовые.
Глаза у скрипачей увеличились в размерах и впились в дирижёра, потому что, кроме грома аплодисментов не слышно было абсолютно ничего!
Но, когда аплодисменты оборвались, оказалось, что они всё это время продолжали играть вместе.

Я сыграла все три спектакля.
Составы были такие:
1)Премьера: A1-B1-C2-D1
2) A2-B2-C2-D2
3) A1-B2-C2-D2
Следующие будут в июне.

А сегодня мы квартетом сыграли.
Брамс до-минор, Моцарт "Диссонансы" и "Танго-балет" Пьяцоллы.
Вот там уже сидели рядом, смотрели друг на друга в нужным местах, в особо красивых нежно друг другу улыбались.
Тоже все билеты проданы были. За две недели.
Но там маленький зал, правда.


Recent Posts from This Journal

  • Отгадка.

    Бегаю тут, с работы и на работу, и в самые неподходящие моменты вспоминаю, что надо отгадку написать. Моменты такие, например: во время репетиции…

  • Гендель в Большом театре.

    Когда-то играли мы оперу Генделя "Альцина": https://imb-irj.livejournal.com/315459.html А сегодня я прочла, что её поставили в Москве, в Большом…

  • Загадка.

    Летом я играла концерт в Мюнхене, и, воспользовавшись свободным утром, поехала в Старую Пинакотеку. В Старой Пинакотеке уже года два идёт ремонт. В…


  • 1
Спасибо за репортаж из гущи событий! Очень интересно. Я так понимаю, что концентрация на собственной части просто не позволяет "заценить" все произведение целиком. Залу, получается, слышно больше, чем исполнителям. Но надеюсь, что все же какое-то удовольствие получить удалось.

С дымом, конечно, недальновидно. Надо было по крайней мере предупредить!

В Нью-Йорке, кстати, в конце недели будут идти концерты Адамса (в честь его 70-летия). NYPhil исполняет как раз Absolute Jest и Harmonielehre (отличная штука тоже, гораздо более ранее сочинение). Жаль, что не выберусь.

Скорее наоборот, надо избегать попытки охватить произведение целиком , если это мешает исполнению собственной партии))))
Из зала слышно по-другому,конечно.
Но и подробности какие-то от слушателей ускользают.

Ну разумеется, ты работаешь на общий результат. Я не предлагаю бросить альт и сидеть слушать :)
Я просто полагаю, что при исполнении более традиционного произведения наверняка удается услышать больше (и составить более полное впечатление), чем когда приходится играть нечто совершенно отличное от остального оркестра.

Представила себе картину "заслушался" ;)))

Ага, особенно на этой картине было бы интересно выражение лица дирижера :)

Триллер просто!а вампиры еще не ползли со сцены в оркестр?!а то наползут,дирижера утащат, из первого скрипача кровь высосут ,и как в таких условиях играть?!

Edited at 2017-03-05 05:35 am (UTC)

У Шекспира , к счастью, обошлось без вампиров))))

Какое приключение! Вот поэтому я, если произведение не знаю, всегда жду в конце и боюсь захлопать раньше времени.

Мы вчера ходили на концерт местного полулюбительского концерта, они тоже играли в том числе Адамса, и дирижер предупредил публику, что играть минимализм - это непросто, сравнив 50 одинаковых тактов подряд с собиранием одноцветной картинки-пазла.

Да, считать надо сурово в таких произведениях ;))
А что именно они играли?

А не приходилось ли вам играть Мартена? ( Адамс- великий!!!! открыла его для себя лет 15 всего назад...)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account