Previous Entry Share Next Entry
На репетиции.
Главный
imb_irj
Имеется: музыкант, хорошо играющий на своём инструменте, грамотно наученный, с хорошим характером. И он начинает работать в оркестре. Какие тонкости ему придётся учитывать?

Почему струнники сидят парами? Их много, и они играют в группах.
Они целой группой играют одну и ту же партию, так что и пюпитров нужно меньше и, пока один ноты переворачивает, другой продолжает играть. По трое сидеть уже неудобнее, так как будут плохо видны ноты. И при этом должна сохраняться определённая синхронность.
На первом пульте сидят концертмейстер группы и его заместитель. За ними нужно наблюдать, например, когда они вступают, в каком месте смычка и каким количеством смычка они играют, какие изменения вносят карандашом с оркестровую партию. В-общем, стая следует за вожаком.
То есть на первом пульте с местами всё понятно, они "закреплены" за "вожаками".
Дальнейшая рассадка зависит от правил в оркестре и в группе, личных симпатии и программ.
Есть оркестры, в которых рассадка делается специально на каждый проект, ты просто идешь и смотришь в списках, куда тебя посадили, в некоторых оркестрах сидят в соответствии с выслугой лет. Коллеги уходят на пенсию и ты продвигаешься вперёд. В некоторых рассадка вообще свободная, но существуют немолодые коллеги, облюбовавшие какое-нибудь местечко. Их не трогают.
При "свободной" посадке на заковыристых программах очень высоко котируются места за последним пультом.



Приветствуется:

Приходить на репетицию заранее, и вежливо здороваться с коллегами.

Сидеть на сцене минут за пять до начала, потому что ровно минута в минуту встаёт концертмейстер , гобой даёт ноту ля и оркестр настраивается в следующем порядке: виолончели и контрабасы, скрипки и альты, деревянные духовые, медные духовые. Потом начинается собственно репетиция.

Во время репетиции следовать указаниям дирижёра.
Если он прерывает оркестр, тут же прекращать играть, даже если это произошло на середине фразы.

Кроме инструмента иметь при себе простой карандаш с ластиком для поправок и дополнительных пометок.

Не разговаривать на посторонние темы во время репетиции. Даже если дирижёр разговаривает не с "твоей" группой. На сцене может одновременно находиться до девяноста человек, и если они разом начнут хотя бы шептаться, до уже будет полный хаос.

После того, поправки внесены, дирижёр обычно говорит, с какого места оркестр должен играть дальше, и это надо услышать, поднять инструменты ( контрабасисты освобождаются от этого вида спорта), и играть дальше.

В нотах иногда пронумерованы такты: в начале строчки стоит малюсенькая цифра. Быстро найти близкую по величине цифру и нужное прибавить или отнять.
Или проставлены буквы, тогда дирижёр говорит, превращая букву в имя: "а теперь , пожалуйста, двадцать три такта до Ирода!".
Руки с палочкой при этом поднимаются вверх.
И ты судорожно шаришь глазами по странице, где он , этот Ирод ( буква И) спрятался? Отсчитываешь двадцать три такта назад и играешь оттуда.
Если буква И в нотах пропущена, или номера тактов проставлены неправильно, тогда надо спросить дирижёра, ведь у него на пульте партитура. В нотах у оркестранта только партия его инструмента, иногда встречаются фрагменты партий других инструментов, напечатанные мелким шрифтом.

Одеваться лучше неярко, мини-юбок,туфель на шпильке и глубоких декольте и ярких и неоновых цветов в одежде избегать.

Во время репетиции сидеть спокойно, но не разваливаться на стуле и не вытягивать ноги под передний стул.

Не делать лишних движений, и не отстукивать ногой такт. Потому что отвлекает соседей.

Сидят оркестранты близко друг от друга, поэтому и с духами осторожнее, не все залы хорошо проветриваются.

Но работа оркестранта не начинается и не кончается во время репетиции. Надо заниматься самому, поддерживая форму, и учить оркестровые партии.

У молодых музыкантов есть возможность, пройдя конкурсный отбор, поучаствовать в интернациональных молодёжных оркестрах, поездить с ними в концертное турне по дальним странам, и одновременно набраться опыта и расширить репертуар.

Если почитать, то это всё абсолютная проза жизни, но несмотря на стаж и опыт, мы и перед премьерами волнуемся, и после концертов радуемся, и иногда на сцене во время концерта происходит чудо, и ты плывешь куда-то на волнах музыки, и сердце бьётся, и щёки горят. Научные исследования подтвердили, что физическая нагрузка музыканта во время концерта сравнима с тяжёлым физическим трудом, например, лесоруба.
Но счастливые лица в публике того стоят

А это утащенный с Youtube ролик. Карлос Кляйбер с известнейшим оркестром Венской Филармонии репетирует польку "Трик-Трак" Штрауса, советую досмотреть до конца там сюрприз.



А если вам понравилось, то вот ещё одна запись с его репетиции, на этот раз с английскими субтитрами ( и подлиннее).





  • 1
Спасибо, замечательно.. А что он в конце сказал, после Herr Bravy?
"Диз хэпмаль"? Что это значит?

"Das hat man!" В смысле "fun". Имеется ввиду , что и господину Брави делают удовольствий и у самих тоже радость, и в рифму.
Обратите внимание, на другой записи он моложе, и американский акцент слышнее.

Как интересно, спасибо!!!
А почему последний пульт котируется?
Мы на детские концерты обычно близко покупаем билеты (там музыка дополняется чем-то театрализованным), поэтому рассадку торонтского оркестра я уже изучила: там опытные еврейские дедушки делят пульт с молодыми китаянками.
А на этой неделе Лара была дежурной по кормежке морской свинки, поэтому ей на выходные полагался талисман -- зеленая плюшевая мышь, которую все семьи по очереди водят фотографироваться в интересные места. Мы эту мышь сводили послушать "Американца в Париже", и я вспомнила как вы это играли, а я не поняла, что значит "Чайник", и мы не туда поехали :)

А дирижёр, который тогда дирижировал большую карьеру сделал. Андрей Борейко.

http://www.harrisonparrott.com/artist/profile/andrey-boreyko

Последний пульт, как последняя парта!
Как я люблю "Американца". Играла недавно..
И ты помнишь, что мы играли столько лет назад! Тебе так понравилось?

Edited at 2013-11-14 01:35 am (UTC)

Он мне в принципе нравится, и играли вы зажигательно :)

Спасибо за Кляйбера - один из самых гениальных дирижеров!

Да, он неповторим. Тоже мой любимый дирижер . К сожалению, не удалось попасть на живой концерт с ним.
А Вам?

По поводу "Ирода". На репетиции аргентинский маэстро Хорхе Улиарте просил начать с буквы "Хорхе". Половина начала с Н, а половина (которые пограмотнее) - с J (Jorge)

))))) Вот засада!

Ролик - роскошь просто! Спасибо) И за рассказ:) Аж всколыхнулась старая не мечта даже, а... Когда я начинала бороться в Европе с этими пресловутыми европейскими языками, маячила мысль, в самые отчаянные моменты, - вот сидела бы за последним пультом виолончелей, все равно где, хоть на краю света, и была бы счастлива) Может это со стороны, но мне все еще кажется, что оркестр - это здорово! Хотя "все" утверждают обратное...

А Вы виолончелистка? Я думала , что вы пианистка.
Так там же слушать надо, а не говорить, на репетициях.
Поэтому Вы правы, отчасти. Остальное зависит от везения, и отношений с коллегами.
Есть прекрасный фильм о Кляйбере.
У меня как-то играло "Arte", и начали показывать Четвёртую Брамса с ним.
Я имя слышала, конечно, и решила пустить фоном под домашние дела.
Через пять минут дела были брошены, и я слушала, боясь шелохнуться .
С тех пор обожаю его.

Edited at 2013-11-14 04:08 pm (UTC)

сползла под стол на фразе"на заковыристых программах очень высоко котируются места за последним пультом".

...а какой он чудный в молодости тут)http://www.youtube.com/watch?v=CMLz9kgsfG0#t=268

Спасибо! Посмотрю обязательно !

Мне очень понравилось. Наверно, даже больше, чем просто концерт послушать:).

И я еще никогда не слышала столь стройного именинного пения%).

А почему в конце все стучат - это вместо аплодисментов?

Да, смычками по пультам постукивают, это вместо аплодисментов.

Какая у вас "кухня" интересная!

Спасибо! И мне кажется, что несколько деталей о подготовительный работе к концертам не убавят "волшебства" на концерте.
Я вчера слушала концерт http://imb-irj.livejournal.com/52414.html
Я знаю как, но всё равно, это такое волшебство и особенная атмосфера в зале!

Я помню, как в первый раз была на репетиции американского оркестра.
И как я упала с кресла, когда в ответ на какое-то высказывание дирижера все ребята тихонько, но в такт, затопали ногами.
"Боже мой! Как они себе позволяют!"

И вспомнила, конечно, Феллини. Первый его фильм, увиденный мною и первый фильм в Москве.
Я всегда завидовала оркестрантам - такой род нескончаемой тусовки.

Да, руки заняты, остается либо смычком стучать, либо ногами топать в знак восторга. ))))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account