Previous Entry Share Next Entry
Квинтовый круг с оптимизмом.
Главный
imb_irj
Я вообще всё преподаю с оптимизмом, и акцентирую внимание учеников на том, что они уже могут, а не на том, чего не могут. И регулярно рассказываю, что мы будем делать дальше.
Иногда мне приходится заодно вместе с инструментом преподавать и нотную грамоту и азы сольфеджио.
Что делать, надо выкручиваться.
Длительности объясняю, рисуя пиццу и деля её на кусочки ( кто не любит пиццу?).
Ноты "привязываю" к аппликатуре, т.е. пишем пальчики, и буковкой струну, а на смене струны ставим длинную вертикальную черту, всё карандашом. Главное - чтобы дети могли играть.
Я периодически могу спросить, как называется та или иная нота, или такой-то палец.
Составляемый табличку, сколько диезов дают какую позицию пальцев на грифе ( по нахождению полутона).
Потом постепенно отходим от этого.
А потом я объясняю квинтовый круг ( не весь сразу).
Вот мажор, он весёленький, вот минор, он грустный.
А ты знаешь, что такое полутон и тон? Вся музыка из них состоит. А если их сложить в таком порядке, то и получится мажор. Но смотри, чтобы от любой ноты построить мажор, белых ноток не достаточно, надо использовать чёрные.
Но не просто так, они все по порядку строятся. И передвигаются скачками. На пятую ноту.
И первый диез - это всегда фа. То есть, если я говорю, что там один диез, то это может быть только фа. Пойдешь от фа скачком вверх, получишь следующий диез.
И.т.д.
Постепенно. Маленькими шагами. И обязательно напоминая, что это один раз понял и навсегда.
Всё будет хорошо!

  • 1
Интересно... я прилежно училась в музыкальной школе, но что такое "квинтовый круг" - вспомнить не могу

т.е., по тексту поняла ))) но не помню, чтобы у нас использовался такой термин

фа- до- соль- ре- ля-ми- си :)

Если быть совсем точными: диезные ( по квинтам вверх) от до - соль-ре-ля-ми -си - фа-диез - до-диез.
Бемольные ( по квинтам вниз от До) до - фа - си-бемоль - ми-бемоль - ля-бемоль - ре-бемоль - соль-бемоль- до-бемоль
Причём до-диез и ре-бемоль мажоры и.т.д. звучат абсолютно одинаково и выглядят одинаково на клавиатуре, только записываются по-разному.

Вы - молодец.)
А я вот долго выбирал между двумя фразами: "кошка села на такси" и "больше каши не проси", но остановился на "меня, Господи, спаси", так что музыканта из меня не вышло.

А какая связь между кашей, кошкой , такси и квинтовым кругом?

Вроде идею понял. Кроме того, дошло, что у вас квинтовый круг идет на грифе по спирали! Никогда не замечал раньше, а тут обратил внимание на связь позиции с числом диезов, и осенило :)

Как? У меня не совсем получается спираль...
Я объясняю, что с прибавлением одного знака переставляются два пальца на двух струнах :
для Соль-мажора обе фа - на струне Ре второй палец, а на Ми - первый.
Для Ре-мажора оба До становятся диезами и переползают на полтона наверх 3ий на струне Соль и второй на струне Ми.
А на каком инструменте будет учиться ваша дочка?

Da, ia delaiu vse ochen'pohoje) I glavnoe, eto podbodriat' i rabotat' positivno, da...

Лучшая иллюстрация квинтового круга - расположение кнопок под левой рукой на аккордеоне или баяне - они там не подряд, как у всех, а именно по квинтам - вверх - диезные тональности, вниз - бемольные. В случае с естественными европейскими музыкальными конструкциями гораздо более эргономично, чем на всех остальных инструментах.
И по поводу ограничений, накладываемых системой - мне недавно позвонила знакомая, юрист по профессии. Решила заняться музыкой с нуля. Просто от балды. Подойдя к вопросу с абсолютно технократических позиций. Позвонила, потому что у неё возник вопрос - в верхней строчке при ключе - си бемоль, а в нижней - соль-бемоль. Даже по телефону было понятно, что так не бывает. Так мы пришли к тому, что существуют различные ключи :)

Ага - скрипичный и басовый! Кстати , играть на пианино альтовый ключ всё же непросто, всё время то в скрипичный, то в басовый сбиваешься ...

Ага , у нас на 1-м курсе консы было чтение партитур. Альтовый я почему-то выучила быстро, а одновременно читать и воспроизводить партии кларнетов и валторн , - ну , трудно!( когда сам записываешь , то слышишь их , безусловно , внутренним слухом и быстро транспонируешь)
Педагог,- тот еще специалист!- и какой-то "зоологический антисемит", с которым у меня не сложились отношения с первого занятия, на публичном экзамене предложил мне прочесть партитуру с ... перекрестными валторнами. С листа.Я , конечно , ждала подвоха , но не такого! Тем более , что "в классе" мы никогда и близко этим не занимались.Деушка я была отважная, говорю:"Сначала...Вы мне проиграйте, чтобы я поняла , что это возможно."
Казалось бы : ну , если ты специалист , - что тебе стоит?! Наоборот, покажи при всех , как лихо ты это умеешь , тем более, и за пульт студенческого оркестра встаешь иногда.
Не-а. Товарищ покраснел , побледнел , ему принесли воды , мне было сказано :" Вон!" , потом вынесли зачетку ... с тройкой.Стипендии лишили. В дипломе были сплошные "5". Кроме "экономики социализма" и вот этой "3". Не захотела я ее пересдавать.

Ого!!!!!
А нам не давали партитуры читать )))))
Кому нужны слишком умные струнники ;))))

А что такое "перекрёстные валторны"?
Когда третья играет выше первой?

  • 1
?

Log in

No account? Create an account