Previous Entry Share Next Entry
В шубе с вазелином.
Главный
imb_irj
.......

А вы о чём подумали?

Я всё про преподавание, к каникулам ближе.
Соседка сказала, что если я преподаю дома, то слышно, как кипят страсти.
А я-то думала, я такая белая и пушистая, и сижу себе и тихонько улыбаюсь все уроки подряд.
Вероятно, белой и пушистой я считаю себя, потому что не ору на учеников.
Мои знакомые русские, преподающие, очень презрительно морщили носы, если родители учеников им тонко намекали, что вот неплохо бы, если бы ещё ребёнок от занятий музыкой удовольствие получал.
Два самых ругательных для русских немецких слова: "Spaß"( удовольствие) и "Stress" ( стресс).
Услышав второе слово по отношению к работе, и первое слово по отношениям к занятиям музыкой, наш человек начинает шипеть, как раскалённая сковородка, и плеваться, как верблюд.

Конечно многим музыкантам повезло с педагогами, хотя бы один раз или два.
Но часто нам просто говорилось, что если не получается, то ты просто плохо позанимался, а надо ещё по тридцать часов в день.
Одной моей знакомой профессор вообще посоветовал книгу читать ( у неё не получалось ровное спиккато - прыгающий штрих).
Или все вообще должны были играть исключительно штрихи педагога и его пальцы.
Кугель работал по-другому: если какой-то пассаж два раза не получался неумолимо менялись либо аппликатура, либо штрихи. Чтобы во время выступления не подвело.
К тому же у него для одного и того же произведения всегда существовало несколько редакций пальцев и штрихов, для студентов разного уровня.

И у немецких профессоров "старой закалки" тоже воззрения существенно различались. Один утверждал, что если у студента ничего не болит, значит он мало занимается (?). А как же потом сорок лет Вагнера в оркестре бодро выпиливать, если в двадцать уже всё болит?
А есть ещё легендарные личности с задатками мазохиста, которые проделывали над собой следующие опыты: перед конкурсом намазать гриф скрипки вазелином, и так заниматься, чтобы, если во время конкурса начнут потеть руки, не страдала интонация.
В тридцатиградусную жару заниматься на скрипке в зимнем пальто, потому что, если в зале будет жарко...
Ну и конечно оба условия сразу, и с намазанном вазелином грифом, и в пальто.
Он победил в конкурсе, и даже получил прекрасную профессуру, но не знаю, помог ли ему вазелин.
А чего стоит утверждение, что получать удовольствия от собственного исполнения могут только непрофессионалы, а если ты получаешь удовольствие от собственной игры, то игре твоей грош цена?
Да, существуют тонкие градации, и не надо ставить своё эго выше композиторской мысли.
Но неужели публика такая дура, что будет блаженствовать во время выступления внутренне мучающегося исполнителя?
Всё оно чувствуется в игре.

Да и природу не обманешь. Хороший педагог может раскрыть дарование ученика, научить его работать, подобрать оптимальную постановку, научить техническим приемам.
Но если у ученика нет способностей и дарования, то на сцене это будет явно видно. Способных и даровитых людей много, надо только увидеть это дарование и помочь ему раскрыться. Талантливых тоже много. Но не все встречают "своего" педагога, не все получают поддержку семьи, не у всех хватает терпения на регулярные занятия.
Любой педагог рад заниматься с талантливым учеником, потому что это хотя и труднее, но приносит больше удовлетворения и энергии.
Но если педагоги начинают рассказывать о том, что делают из говна - конфетку, то не воспринимайте это буквально. Речь идёт о раскрытии внутреннего потенциала, а не о наращивании его.
Поэтому я предпочитаю работать, как мотиватор. Ну если ученику уж очень нужен нагоняй, я либо ругаюсь, либо обещаю поругаться в следующий раз.
Это мы недавно встретились и поговорили с одним альтистом, с которым учились вместе в классе у известного немецкого профессора.
Того, который тырит мостики и прячет их в цветочных горшках.
http://imb-irj.livejournal.com/36138.html
Наверное это не только к музыке относится.

  • 1
Не только в музыке!
Мы тут с мужем спорили: у одного знакомого немецкого математика в кабинете во все стену висит плакат: "Математика - это постоянное самопереоценивание". (Плакат висит по-английски, конечно, но двусмысленность та же.) Так вот, я предлагала читать это так, что математикой может заниматься только тот, кто ценит себя достаточно высоко, а муж, что математик постоянно себя оценивает, и как ему от этого трудно...

Ого! Какие разночтения в трактовке!!!

по поводу вазелина на грифе - у меня подруга так готовилась к экзамену, сильно переживала за какое-то место, и учила его всеми разными способами, в том числе и с помощью вот вазелина.
В это моменты я тихо радовалась, что я не скрипач, если честно)

И это помогло?

Про вазелин и детский крем - не слышала, но многие советуют заниматься на очень плохих инструментах с тугими клавишами. Те, кто выживает, играет хорошо.
А вообще, больная тема про удовольствие от занятий и результативность. По крайней мере, в Израиле сегодня дела обстоят так - если ученик удовольствие от занятий не получает, он больше не приходит. И что бы там учитель не считал за правильное, если ему - учителю, хочется получить удовольствие от покушать, ему придется, к своему неудовольствию, считаться с ученическим удовольствием. А вот здесь и самое сложное - не переборщить. У меня это плохо получается. У меня с удовольствием лоботрясничают. Помню, как-то по молодости перед важным экзаменом попросила маму с моим учеником позаниматься. Мол, и так бьюсь, и так - никак не может пьесу выучить. Мама позанималась с ним ровно пять минут - немного послушала, а затем вежливо выгнала с урока, объяснив в каком виде нельзя приносить программу на урок. Все. На следующем уроке все идеально получалось.

если заниматься на тугом инструменте, то потом если сядешь за легкий - получается грубо, лупишь, как в сапогах по клавиатуре бегаешь.((

Да, пропадает тонкость и чувствительность к нюансам . А силу в пальцах можно и на другом нарабатывать.

К педагогу привыкают, а тут кто-то новый и строгий ... Эффект новизны сработал.
По собственному опыту, на хороших инструментах учишься большему!

Согласна с тобой! Я тоже мотиватор, и тоже пытаюсь внутреннее вытянуть. Талантливых у меня, правда, было только 2 девочки, в Москве, они ко мне ходили просто как к частнице. Я уговорила родителей отдать в музшколу (хотя было дико жалко расставаться). Одна стала проф.музыкантом, другую я потеряла из вида.
В Америке та же песня, что и у вас, да наверное, везде так теперь. Мне сначала было диковато, а теперь я приняла их систему.

А на каких инструментах играли талантливые девочки?
У меня один такой мальчик был! Играл иногда так, что мурашки по коже. Но очень испорченный предыдущим педагогом в смысле техники.
И такой головастенький, и характера благородного, что жалко было, если он будет только музыкой заниматься.
Учится на врача в университете.

Кугель умный, а многие просто дураки, потому и учат идиотично. Написала ты все очень по делу. Мне жалко детей, которые играть могут и хотят, а попадают к увечащим их идиотам.

Edited at 2014-07-11 02:59 am (UTC)

Ко мне тоже такие попадают...
И бъёшься...

упс, а чего коммент удалила? Я тока добралась ответить. То, что бывало и не раз не может быть неправдой, а как минимум, частным случаем.

Я думаю, что в дополнение к шубе и вазелину на грифе или детскому крему на клавишах нужно обязательно одеть противогаз. Причем, еще советского образца а-ля слоник с хоботом. Зачем? Ну как же, no pain - no gain, как говорится. А потом, вы даже не представляете, как он (или она) сыграет, когда снимет этот противогаз!

Я иногда прошу сыграть что-нибудь, стоя на одной ноге ))))
Обычно звучит даже лучше, чем на двух.
О Вы мне одну историю напомнили, надо написать.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account