?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Вопрос-ответ. Профжаргон - 1.
Главный
imb_irj
Есть у меня знакомый тубист, назовём его Вася ( это про него одна моя знакомая, к музыке отношения не имеющая, подумала, что он он член секты любителей Шекспира, которые живут под лозунгом "to be, or not to be").
Мы с ним вместе учились, и иногда он рассказывал мне такое:
"кореш тут на жмура позвал, а там такой зусман, отлабали, конечно, но бабок теперь ждать до морковкина заговенья".
Я благовоспитанно хлопала глазами и переспрашивала: "что-что?"

Видимо некоторые мои жж-друзья почувствовали себя похоже после моего поста, несколько перенасыщенного профессиональным жаргоном.

Вопрос:
Мне неизвестна разница между свободным исполнением и академичным, что такое "вертикаль страдала", "выпуклая фразировка", "строй духовых начал подниматься наверх", "бриллиантовая техника", и в чем выражается то, что оркестр не поддержал солистку или "масштабность мышления" применительно в исполнению музыки


Итак, постараюсь объяснить:

1) отличие свободного исполнения от академичного:
Если совсем упростить: вы слышали,как Михаил Козаков читает стихи Бродского?
А если серьёзно, то академичное исполнение предполагает точнейшее соблюдение написанного в нотном тексте. И особенно бережного отношения к темпам. Строго держать взятый сначала темп, исполнять все повторения, предусмотренные композитором и эпохой. Полное подчинение своей индивидуальности композитору ( и, увы, музыкальному редактору, который готовил это издание к печати).
Конечный результат зависит от мастерства исполнителя и вкусов слушателя.
Так часто исполняется музыка венских классиков.

Свободное исполнение, это когда исполнитель свободнее обращается с текстом, используя его, скорее как исходный материал, чем как истину в последней инстанции.

И то и другое интересно, если сделано талантливо. Спорить здесь можно до бесконечности.

2)
Вертикаль страдает.
В нотной грамоте ноты в многоголосии записываются строго друг над другом, если должны начинаться одновременно.
Оркестровая партитура выглядит так: у каждого инструмента своя строчка. Но соблюдается чёткий порядок по вертикали. Ноты, которые разные инструменты должны играть одновременно, расположены строго друг над другом.





В каждой горизонтальной строчке запись ведётся слева направо, поэтому, если играют два инструмента одновременно, но разное, то тот, кто раньше начинает, будет левее.
А если они должны играть одновременно, например одну и ту же мелодию, но один играет чуть-чуть быстрее, или медленнее, то слышно, что они не совпадают. А если несколько голосов играют эту мелодию, но переходят с ноты на ноту не одновременно , это тоже слышно, особенно если хорошо знать исполняемую музыку. Или если несколько инструментов играют аккорды ( звуки разной высоты, но должны начинаться одновременно).
Особенно занимательно это происходит у духовых, ведь у них разные способы звукоизвлечения, например, на флейте играют, прикладывая её лишь к нижней губе, а на гобое со специальным мундштуком из камыша, плотно зажимаемым губами. Есть фрагменты в музыкальных произведениях, где они одни играют последовательности аккордов. Как они умудряются играть синхронно?
Я знаю, что это очень сложно.
Поэтому очень ценю и наслаждаюсь.

Продолжение следует...

Многомудрым френдам предлагаю высказаться и уточнить...

  • 1
О, а в речи тубиста Васи я почти все поняла, кроме зусмана %)
Про секту Шекспира - супер.
Про вертикаль тоже поняла. Жду продолжения...

Очень подмывает ему написать, и попросить прислать какой-нибудь текс на его манер.)))

Зусман, это холод, кажется...

главное найти правильную редакцию!

Я только скажу Peters и Bärenreiter для венской классики...

Можно играть фальшиво, но зато - неритмично.)

Это будет называться "вертикаль загнулась")))

Спасибо! Теперь все становится понятнее :)

Про то, как Михаил Козаков читает стихи Бродского, сам Бродский вроде бы сказал: "Это при живой-то жене!"

Творческая свобода от жены????

:)
В том смысле, что сам Бродский свои стихи читает лучше :)

Мне видится проблема с Вашей трактовкой академического исполнения (в литературе принято использовать "академическое", а не "академичное"). Если она правильна, то академические исполнения какого-то произведения разными музыкантами с одинаковым уровнем "мастерства" не должны отличаться друг от друга, а в пределе, эталонным будет механическое или компьютерное исполнение. Поскольку из опыта мы знаем, что это не так, то, вероятно, полного подчинения индивидуальности музыканта композитору и редактору всё же не происходит. Кстати, было бы очень интересно услышать Ваше мнение по поводу причин различий в академических исполнениях разными музыкантами одного уровня (не считая технических неполадок и невыученных партий ;)

Спасибо за интересные вопросы! Я немного подумаю на свежую голову и обязательно отвечу!

различия потому, что в нотах невозможно зафиксировать главное-чувство времени и окраску звука

И в звуке выражается сердцебиение, строение тела и дыхание...

не говоря о том, что композиторы, на самом деле, писали в нотах совсем мало, а редакторы нам не указ:)

ну и каждый человек наполянет одни и те же слова разной экспрессей как и когда актер читает стихи

...и кто чего съел перед концертом :-)

...или выпил...

  • 1