?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Профжаргон - 2. Вопрос-ответ. Выпуклая фразировка и масштабность исполнения.
Главный
imb_irj
Фразировка - это построение музыкальной фразы. Что во фразе главное, где у неё смысловой центр, куда идёт развитие.
Музыкальную фразу, как правило, можно разделить на несколько составляющих - мотивов ( как фразу можно разделить на слова) .
Соответственно, музыкальную фразу надо сыграть так, чтобы слушателю было понятно, как она развивается, где у неё смысловой центр, выделить её вершину и.т.д.
Например,
начинаем фразу потише, потом прибавляем немного громкости, и главную ноту выделяем небольшим акцентом ( играем ноту немного громче и (или) тяжелее). Меня во время учёбы часто педагоги иногда просили фразу спеть, и сразу становилось яснее. Расстановка музыкальных ударений, если так можно выразиться.
"Строение музыкальной фразы должно таким ясным, чтобы последний дебил в зале понял, что вы хотите выразить!"- сказал как-то при мне один маэстро с мировым именем и тяжёлым характером, который ещё пёк вкуснейшие пироги своим музыкантам.
А прав ведь!
Это очень схоже с риторикой. Существуют определённые законы.

Есть музыканты, которые чувствуют фразируют естественно, почти интуитивно.
Вот, например, в начале второй части Четвёртой Симфонии Чайковского есть соло гобоя, послушайте , как сыграно и сравните ( достаточно прослушать первую минуту) :
Даниель Баренбойм и Чикагский Симфонический:



Евгений Мравинский и Оркестр Ленинградской Филармонии:



Семён Бычков и Оркестр Северо-Немецкое Радио ( с 19:30 мин):


А вам какая запись больше нравится?

Выпуклая фразировка, это когда музыкант очень точно и логично для слушательского уха выстраивает фразы ( вспомните чтецов).
Не задерживается, не перескакивает слишком быстро, не выделяет слабые доли в такте ( сильная доля всегда первая, например). Тогда очень приятно слушать.
Слушать приятно и вам и мне, просто я могу объяснить, почему...)))


А если в произведении не только отдельные фразы логично выстроены внутри, но и между собой, а также разделы произведения ( связки из нескольких фраз, взаимодополняющих или противопоставленных друг другу по характеру) выстроены в чёткую структуру, то оно и слушается легче , и пролетает гораздо быстрее.
Приведу конкретный пример: ещё подростком я отправилась слушать финал скрипачей Международного Конкурса им. Чайковского.
Играли друг за другом двое скрипачей, причем одну и ту же программу: Брамса и Чайковского. На первом финалисте я сидела и клевала носом, и только и ждала, когда это закончится, а на втором мне было так интересно слушать, что оба произведения пролетели настолько быстро, что я даже расстроилась, что они так быстро закончились! Я хотела ещё!
Причём оба были высокопрофессиональными молодыми музыкантами.
Это я и имела ввиду под масштабностью мышления. Умение не только понять самому, но и донести до слушателя структуру произведения. Редкое и очень ценное качество у музыканта. Услышать и создать из фрагментов цельную картину.
Гениальный музыкант в этом смысле, например, Михаил Плетнёв.

Я обсуждала с моей подругой, которая сама прекрасная пианистка, его исполнение Сонаты Листа си-минор.
Я его с этой сонатой когда-то слышала "живьём" на концерте, и это впечатление останется со мной на всю жизнь.
Мы согласились друг с другом, что это уже "музыкальная архитектура".
Он и оркестром многое ( или даже всё) дирижировал наизусть.
И симфонии, и даже балет С. Прокофьева "Золушка". Всю партитуру в памяти держал!
Продолжение следует...

  • 1
насчет гобоя - из первых трех роликов - первый.

Они все играют хорошо, поэтому это дело вкуса.)))))

вы спросили, кому какой нравится, я и ответила.

У меня как-то в голове другое что-то сидит. Пока не нашла в записи.
Но скорее ближе третье исполнение...

Вы догадались, какая мне нравится, да :)?

Вот я подумала, и Мравинский, и Баренбойм в каком-то смысле - "тираны", но какие разные! Но я не могу объективно про Баренбойма:)), я вот на этот его кивок и жест, столько раз виденные смотрю - и улыбаюсь :)))

)))))
Он большая личность, конечно!

Я среди тех, кто так и не смирился окончательно с тем, что мы его потеряли... (для нас :))

Да, я знаю... Но он ведь "почётный дирижёр". Приезжает иногда?

не, эмеритус у нас Пьер Булез, Баренбойм уходил с ТАКИМ скандалом, что... с тех пор приезжал только один раз (со своим израильским оркестром) и выступал в помещении Harris Theater.

А почему был скандал? До меня не докатилось...
Если что, то можно в личку. )

Да нет, ничего секретного, я просто не собралась :))). Напишу!

Вот и у меня тоже... Тоже надо собраться и дальше писать)))

Ладно, развернуто написать все равно времени не будет :)), кратко: я знаю две версии. Версию самого Баренбойма: он говорил, что ему не дают заниматься музыкой, а хотят, чтобы он ходил на фандрайзинговые мероприятия, клянчил деньги, потрясая своим именем. Говорил, что он хочет менять репертуар, и что именно поэтому старается в каждый концерт включать вместе с "очевидными" вещами какой-то "нестандарт", а ему это не дают делать, говорят, что народ ходить не будет и сборы упадут.

Версия, которую я слышала от Мелоди (но она ушла раньше Баренбойма:)) - что он не считался со "старыми" музыкантами, искал молодежь и продвигал ее, а "старым" не давал партий.

В сухом остатке: он сказал, что не будет продлевать контракт, устроили голосование коллектива - просить его остаться или нет, и с небольшим перевесом победили сторонники "не просить"... так что все было очень....эмоционально :)

Спасибо!
Я не знала этой истории...
Это всегда так, два разных взгляда, снаружи и изнутри!
Но, насколько я знаю, он в "своём" оркестре в Берлине проявляет достаточно себя несколько деспотично. Но и сделал многое для них.

О да! Просто (не могу не сравнивать:)), для него все же музыка всегда была важнее, чем он в музыке :), а Мути больше любит себя на фоне музыки, оркестра и Чикаго :)). Хотя мы ему это прощаем :))))

Большое спасибо!!

Наконец-то добралась до поста, как следует, с прослушиванием записей.

Вот при сравнении с риторикой и чтецами сразу все стало понятно как минимум логически, пусть и не эмпирически :) Хотя соло гобоя мне больше понравилось в исполнении Баренбойма. В третьем ролике соло гобоя с 19:30 где-то начинается ;)

Про масштабность мышления мне тоже стало понятнее (опять же логически). Чтобы научиться чувствовать это, наверное, нужно слушать большие классические произведения в исполнении множества разных музыкантов. Но это уже не для меня.

Отлично!
Я и пыталась объяснить чисто схематично, логически...
Об эмпирической составляющей речь ещё пойдёт, в продолжении.
И не надо заставлять себя слушать много разных записей и сравнивать)))
Только, если хочется что-то послушать...
А чувствовать можно и так... Что-то нравится, а что-то не нравится.
И обрати, внимание на поздние комментарии к прошлому посту.
Всё очень индивидуально.)))

Минуты поправила.)

Edited at 2015-09-06 01:38 pm (UTC)

Нет, я физически не смогу слушать столько классической музыки и тем более анализировать (я законченный визуал и ничего тут не поделаешь). Честно говоря, она мне вообще нравится редко и мало. И я точно ни разу в жизни не осилила ни одного длинного классического музыкального произведения.

Комментарии к прошлому посту я прочла, но для меня это равносильно тому, как... если бы я обсуждала с кем-то проблемы правоприменения соглашений об избежании двойного налогообложения, а ты слушала. Т.е. отдельные слова понятны, а смысл сказанного в целом - в лучшем случае очень-очень смутно :D Хотя сравнение с чтением стихов в одном из комментариев, все же, помогло немного понять, о чем речь.

Я тоже визуал, кстати.))))
Понимаю, что ты имеешь ввиду...

Смотреть приятнее на первого, а слушать вторую запись. Хотя там и смазаны фразы, но слушая Мравинского я переношусь (почему-то?!) в детство.

)))
Пластинки слушали в детстве??

Пластинки, радио, концерты.

Мравинского живьём?????????

Ира, я вас сейчас разочарую. Лет до 15 я не интересовалась именами тех, кто выступает. Однако, судя по его биографии, скорее всего нет, не живьем.

  • 1