Zapiski-is-orkestrovoi-jami (imb_irj) wrote,
Zapiski-is-orkestrovoi-jami
imb_irj

Category:

Профжаргон - 2. Вопрос-ответ. Выпуклая фразировка и масштабность исполнения.

Фразировка - это построение музыкальной фразы. Что во фразе главное, где у неё смысловой центр, куда идёт развитие.
Музыкальную фразу, как правило, можно разделить на несколько составляющих - мотивов ( как фразу можно разделить на слова) .
Соответственно, музыкальную фразу надо сыграть так, чтобы слушателю было понятно, как она развивается, где у неё смысловой центр, выделить её вершину и.т.д.
Например,
начинаем фразу потише, потом прибавляем немного громкости, и главную ноту выделяем небольшим акцентом ( играем ноту немного громче и (или) тяжелее). Меня во время учёбы часто педагоги иногда просили фразу спеть, и сразу становилось яснее. Расстановка музыкальных ударений, если так можно выразиться.
"Строение музыкальной фразы должно таким ясным, чтобы последний дебил в зале понял, что вы хотите выразить!"- сказал как-то при мне один маэстро с мировым именем и тяжёлым характером, который ещё пёк вкуснейшие пироги своим музыкантам.
А прав ведь!
Это очень схоже с риторикой. Существуют определённые законы.

Есть музыканты, которые чувствуют фразируют естественно, почти интуитивно.
Вот, например, в начале второй части Четвёртой Симфонии Чайковского есть соло гобоя, послушайте , как сыграно и сравните ( достаточно прослушать первую минуту) :
Даниель Баренбойм и Чикагский Симфонический:



Евгений Мравинский и Оркестр Ленинградской Филармонии:



Семён Бычков и Оркестр Северо-Немецкое Радио ( с 19:30 мин):


А вам какая запись больше нравится?

Выпуклая фразировка, это когда музыкант очень точно и логично для слушательского уха выстраивает фразы ( вспомните чтецов).
Не задерживается, не перескакивает слишком быстро, не выделяет слабые доли в такте ( сильная доля всегда первая, например). Тогда очень приятно слушать.
Слушать приятно и вам и мне, просто я могу объяснить, почему...)))


А если в произведении не только отдельные фразы логично выстроены внутри, но и между собой, а также разделы произведения ( связки из нескольких фраз, взаимодополняющих или противопоставленных друг другу по характеру) выстроены в чёткую структуру, то оно и слушается легче , и пролетает гораздо быстрее.
Приведу конкретный пример: ещё подростком я отправилась слушать финал скрипачей Международного Конкурса им. Чайковского.
Играли друг за другом двое скрипачей, причем одну и ту же программу: Брамса и Чайковского. На первом финалисте я сидела и клевала носом, и только и ждала, когда это закончится, а на втором мне было так интересно слушать, что оба произведения пролетели настолько быстро, что я даже расстроилась, что они так быстро закончились! Я хотела ещё!
Причём оба были высокопрофессиональными молодыми музыкантами.
Это я и имела ввиду под масштабностью мышления. Умение не только понять самому, но и донести до слушателя структуру произведения. Редкое и очень ценное качество у музыканта. Услышать и создать из фрагментов цельную картину.
Гениальный музыкант в этом смысле, например, Михаил Плетнёв.

Я обсуждала с моей подругой, которая сама прекрасная пианистка, его исполнение Сонаты Листа си-минор.
Я его с этой сонатой когда-то слышала "живьём" на концерте, и это впечатление останется со мной на всю жизнь.
Мы согласились друг с другом, что это уже "музыкальная архитектура".
Он и оркестром многое ( или даже всё) дирижировал наизусть.
И симфонии, и даже балет С. Прокофьева "Золушка". Всю партитуру в памяти держал!
Продолжение следует...
Tags: Вопрос-ответ, Оркестр, Профжаргон
Subscribe

  • Суперсила.

    Сегодня до меня дошло, какая у меня суперспособность: Я спокойно выдерживаю, как звучит то, что играют мои начинающие ( и не только) ученики. А…

  • Смещение фокуса.

    Обратила внимание на то, что с тех пор, как я начала ездить на репетиции и концерты на машине, то гораздо меньше волнуюсь перед концертами, по…

  • Не удержалась.

    Селфи с Кириллом Трусовым после последнего, пятого Сибелиуса: А это его цветы, которые он мне подарил и поблагодарил за мои маленькие соло в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments

  • Суперсила.

    Сегодня до меня дошло, какая у меня суперспособность: Я спокойно выдерживаю, как звучит то, что играют мои начинающие ( и не только) ученики. А…

  • Смещение фокуса.

    Обратила внимание на то, что с тех пор, как я начала ездить на репетиции и концерты на машине, то гораздо меньше волнуюсь перед концертами, по…

  • Не удержалась.

    Селфи с Кириллом Трусовым после последнего, пятого Сибелиуса: А это его цветы, которые он мне подарил и поблагодарил за мои маленькие соло в…