?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Трубная неделя в Кёльнской филармонии. На концерте Бостонского Симфонического Оркестра.
Главный
imb_irj
В прошлую пятницу в Кёльнской филармонии был концерт одного из "большой пятерки" американских симфонических оркестров - Бостонского Симфонического, за пультом стоял Андрис Нельсонс, их художественный руководитель и главный дирижёр.

Håkan Hardenberger Trompete

Boston Symphony Orchestra
Andris Nelsons Dirigent

Samuel Barber
Second Essay op. 17 (1942)
für Orchester

Brett Dean
Dramatis personae (2013)
für Trompete und Orchester

Pause

Richard Strauss
Ein Heldenleben op. 40 TrV 190 (1897–98)
Tondichtung für großes Orchester

Андриса Нельсонса ( вот я о нём уже писала - http://imb-irj.livejournal.com/12772.html#comments) я нежно люблю, и не только слушать, не только я.
Мне несколько раз приходилось с ним работать на концертах и записях, и это всегда была не работа, а радость.
Когда он стоит перед оркестром, то он больше всего похож на ребёнка в комнате, полной игрушек, и на его лице выражается радость и предчувствие, сколько всего замечательного можно с этим сделать. Он чистосердечно радуется каждому витку развития в произведении, нежно улыбается музыкантам ( если это не противоречит музыке), и ты совершенно естественно и по собственному желанию, и без всякой тирании, можешь сыграть именно так, как он от тебя хочет.

Точно также, сияя, как начищенный пятак, он входит в зал перед началом репетиций, явно ожидая только всего самого лучшего ( несколько раз своими глазами наблюдала).
Я и услышала о нём от знакомой виолончелистки, которая работает в Рижском оперном театре. Она рассказывала, захлёбываясь от счастья, какой у них чудесный молодой шеф чуть-чуть за двадцать.

Конечно, просто за нежную улыбку и сияющие глаза в главные дирижёры Бостонского Симфонического не берут.
Нельсонс получил солидное образование, закончил Десятилетку и Консерваторию в Риге, как трубач, и играя в оперном театре, одновременно учился дирижированию.
Его наставниками были: Титов ( в Петербургской Консерватории, Йорг Панула ( финская кузница известных дирижёров), а также Марис Янсонс.
Непосредственно перед тем, как он принял в наследство из рук Саймона Рэттла Оркестр Бирмингема, его так же страстно хотели в главные дирижёры несколько крупнейших немецких оркестров ( насколько я знаю). В тот момент ему ещё не было тридцати.
К тому же он успешно дирижировал спектаклями в Венской опере, на фестивале Вагнера в Байрейте,в Метрополитан-Опера , в Берлине, В Лондоне ( Ковент-Гарден), в Дрездене, и.т.д.
Теперь собственно о концерте:

"Эссе" Барбера было сыграно красиво, музыка это интересная, но лично меня английская и американская музыка ( за исключением Гершвина и Бернстайна), за душу не берёт. Может я её не достаточно хорошо знаю, или недостаточно много играла...

Зато можно было наблюдать за дирижёром и оркестрантами. Как они играют и взаимодействуют между собой.
Я специально пошла и села на места над оркестром, чтобы видеть Нельсонса в лицо, и его руки "крупным планом".

Концерт Бретта Дина для трубы с оркестром был написан специально для Харденбергера ( который, как активно концертирующий трубач-солист, в том числе занимается расширением сольного репертуара для трубы, и композиторы-современники пишут специально для него). В среднем он исполняет по две премьеры новых концерта для трубы в год ( это ведь ещё выучить надо!!!!).
Бретт Дин написал свой концерт в 2013 году. До него произведения для Хакана Харденбергера уже написали: Ханс-Вернер Хенце, Ольга Нойвирт, Арво Пярт, Mark-Antony Turnage и HK Gruber.
Произведение Бретта Дина "Dramatic personae" состоит из трёх частей:
1) Fall of a Superhero
где труба символизирует Добро и Благородство, в то время, как оркестр выступает в роли ворчливого и недовольного оппонента, и герой противопоставляется массе, а личность - обществу.
2) Sololiloquy состоит по-большей части из монолога трубы, без противопоставления оркестру, музыка менее драматична, солист находиться в центре происходящего и оркестр только "отражает" музыкальную линию трубы.
3) The Accindental Revolutionary.
Финал написан с большой долей юмора. В качестве отправной точки для сочинения этой музыки композитор использовал сцену из фильма Чарли Чаплина "Modern Times", комизм которой заключается в том, что герой по случайности становится предводителем рабочего восстания. В музыкальной ткани этой части очень интересно переплетены голоса, присутствуют цитаты и переплетения тем и очень интересно прослушивается структура музыки. Если можно так выразиться, то это музыка "коллажного" типа.
А в конце части "герой", т.е. солист добровольно сдаёт свои позиции, и присоединяется к оркестру, как равный.
И солист действительно покинул своё место рядом с дирижёром и ушел куда-то вглубь оркестра ( и из моего поля зрения).

Очень интересная музыка, но само произведение неимоверно сложное, и для оркестра и для солиста. Очень много отдельных соло у всех инструментов и сложная структура. Написано - здорово! Просто сидишь и это чувствуешь.
Нельсонс уже не сиял направо-налево глазами, а был весь "в деле".
В самом начале ( первое вступление играют только ударники, их там человек шесть было или семь, со всевозможными инструментами), дирижёр уже поднял руки для того, чтобы начинать, и зал замер в предвкушении неизвестного, и тут один из ударников случайно задел за что-то, и раздался явственный "звяк".
Атмосфера сразу "разрядилась". Нельсонс опустил руки, зал выдохнул и заулыбался, он тоже улыбнулся, руки опустил, потом поднял снова, дождался тишины, и музыка началась.

Солиста оценивать не берусь, но чтобы ТАК играли на трубе, мне ещё в жизни слушать не приходилось. Как будто это вообще другой инструмент, настолько нежно и плавно у него звучало. Но и сила звука и точнейшее исполнение технических деталей меня очень впечатлили. Не зря его называют "трубач с золотым дыханием". Кстати, он в длинных паузах прикрывал рот ладонью, в которой было что-то зажато, то ли платок, то ли мембрана какая-то из кожи.
Вероятно губы от пересыхания предохранял.
И сыграл какой-то чудесный бис, по-моему, что то из киномузыки.



Бретт Дин тоже был в зале и вышел на поклон. Кстати, он, до того, как стать именитым композитором, был альтистом, и работал в оркестре Берлинской Филармонии.

"Жизнь героя" Штрауса, которая исполнялась во втором отделении ( и на которую в чём-то опирался во время написания своего Концерта для Трубы Бретт Дин), была единственным знакомым мне в программе этого концерта произведением. Я его несколько раз играла, в мои "до-ЖЖешные" времена, и один из них как раз с Андрисом Нельсонсом в оркестре Западно-Германского Радио (WDR Sinfonieorchester Köln). С удовольствием вспоминаю об этих концертах.
Поэтому у этому произведению у меня любовь особенная.
В прошлом году ходила на оркестр Берлинской Штаатсоперы с Баренбоймом, тоже из-за "Жизни героя" о чём писала здесь.

Я пересела с середины балкона на край, чтобы лучше видеть оркестр, и ... растворилась в музыке. Это было чистое наслаждение. Акустическое и визуальное.
По сравнению с моим любимым кливлендским оркестром, звук у "бостонцев" более густой, тембр тёмный, звучание концентрированное.
Соло скрипки, исполняемое концертмейстером ( немолодой мужчина с сединами), тоже было сыграно безупречно, и со смаком.
Скрипка у Штрауса олицетворяет Возлюбленную героя. Так вот, Возлюбленная у него получилась вполне плотская и "от мира сего" , чувственная, земная и, как полагается по сюжету, местами стервозная.

Во время "Жизни героя" я поймала себя на мысли, что это исполнение настолько
великолепно, и так замечательно взаимопонимание дирижёра и оркестра, что быстро начинает казаться, что именно так оно и должно быть, и именно это как раз абсолютно нормально.

Для заинтересовавшихся биографии:
http://www.andrisnelsons.com
http://www.hakanhardenberger.com/site/
https://en.m.wikipedia.org/wiki/Brett_Dean


Почему "трубная неделя"?
Даниель Хартинг, как и Андрис Нельсонс тоже изначально играл на трубе.

В качестве бонуса прилагаю запрещённым образом сделанную "пиратскую" фотографию ( правда я не знала, что нельзя фотографировать). Снято сразу после концерта для трубы. Все довольны.


И свежая новость в тему: с 2017 года Нельсонс сменит Ricardo Chally на посту руководителя Gewandhaus Leipzig!!!!!!
http://klassiker.welt.de/2015/09/09/andris-nelsons-boston-und-leipzig-muessen-ihn-sich-jetzt-teilen/
P.S. В описании Концерта для трубы использованы переведённые мной на русский ( в вольном стиле) фрагменты текста из программки. Автор Egbert Hiller.


  • 1
классно, везет тебе:)

)))
Да, захватывающе было!

Спасибо за рассказ, очень интересно! Скучаю по бостонцам...

Да, будет Нельсонс разрываться между двумя прекрасными оркестрами. Будем надеяться, у него хватит энергии и все получится.

Будем надеяться! Но он вообще много дирижирует и гастролирует, вот посмотри:
http://www.andrisnelsons.com/cal.htm#lang=en

После того, как его кандидатуру отклонил оркестр Берлинской Филармонии, это важно для его репутации, что он будет руководить другим крупным коллективом "по соседству".

Тем более, что ты знаешь, сколько программ в год обязан продирижировать главный дирижёр оркестра в Германии?
Минимум шесть...
Остальное, как ты договоришься перед подписанием контракта.

Edited at 2015-09-11 10:12 am (UTC)

Ну да, понятно, что звездные дирижеры все равно большую часть сезона проводят не дома.
Может даже и хорошо, что путешествия Нельсонса в такой конфигурации будут более локализованы, привязаны к двум "постоянным" точкам.

Поживём - увидим. Он ведь будет в Лейпциге только с 2017 года.
Я тут услышала историю, что один очень звёздный оперный певец-тенор вообще купил себе дом на колёсах повышенной комфортности со всеми удобствами. Вот так приезжает, паркуется у театра, поёт свою главную роль, а потом идёт "домой".
Нельсонсу надо будет такой самолёт себе организовать ))))

я прочитала "звучание концертированное" и уже собралась просить разъяснения термина :)

чудесный отчет, спасибо!

))))
Ответ был бы такой: "а вы любите сгущёнку? "))))

Спасибо ,Ира !я как раз из-за трубы и хотела пойти на этот концерт. ...

Любишь трубу или именно Харденбергера?
Я его слышала в первый раз...

Именно его.я читала где-то о нём,запомнила имя

Я тоже его имя слышала часто. Приедет ещё, я думаю))))

Роскошный концерт, что-то давно на таких не была, а надо бы вдохновиться твоим постом.
И мужчины на фото такие оба сильно симпатичные :)))

Они и так тоже ничего)))

  • 1