Previous Entry Share Next Entry
Kavakos Unchained, или загадка второго концерта.
Главный
imb_irj
Вчера осуществила свою мечту: ещё раз послушать скрипача Леонидаса Кавакоса, который, в компании с пианистом Энрико Паче и Сонатами Бетховена , когда-то произвёл на меня сильнейшее впечатление (http://imb-irj.livejournal.com/13628.html, правда там только ссылки).
А тут совпало: и свободный вечер, и Кавакос в Кёльне с Концертом Брамса
в сопровождении оркестра WDR
(хороший оркестр, считается по рангу где-то после Берлинской Филармонии, Берлинской Штаатскапеллы, Гевандхаус Лейпциг, и оркестра Баварского Радио). Так считают музыкальные критики.

Не уверена, что могу оценивать этот оркестр объективно, потому что я там работала пару лет назад, ездила с ними в турне (даже удалось выступить в Колонном Зале Дома Союзов в Москве с "Альпийской Симфонией" Штрауса, на радость родителям). То есть я их знаю лично. Не то, чтобы близкие друзья, но хорошие знакомые, по-крайней мере.
Именно поэтому я знала, что концертов у них целых четыре, и концерт в пятницу являлся именно вторым.
И вот тут начинаются колебания качества концертов в зависимости от их количества. Всё-таки оркестр состоит из нескольких десятков музыкантов, с их групповой динамикой.
Если концерт один, то тут всё ясно... Пришёл, сел, сыграл, отступать некуда, позади коллеги...
Если концерта два, то первый обычно более осторожный, с оглядкой друг на друга, а на втором программа уже один раз сыграна, и можно играть посмелее и поярче. Лучше идти на второй концерт.
При трёх концертах обычно больше страдает второй. Симфонический оркестр Кёльна (Gürzenich-Orchester Köln) , так же как и их коллеги из Дюссельдорфа (Düsseldorfer Symphoniker) иногда играют по три концерта с каждой программой. Расписание всё время одинаковое. Первый концерт в воскресенье в 11 утра, второй в понедельник, и третий во вторник вечером.
Смысл имеет идти во вторник вечером, на третий концерт, потому что на втором и происходят всевозможные "ляпы".
Я, конечно, ходила, когда у меня время было. Знакомые оркестранты же спрашивали меня при встрече: "что ты здесь делаешь? Это же ВТОРОЙ концерт!!"

И ещё я оценила нужность увертюры. Обычно программы симфонических концертов составлены похожим образом: сначала идёт небольшая увертюра или короткое произведение, часто современных композиторов, потом исполняется произведение с солистом, а во втором отделении оркестр исполняет какое-нибудь крупное симфоническое произведение ( и часто с большим составом, чем в первом отделении).
Таким образом у оркестра тоже есть возможность немножко "разогреться"(

Но не вчера вечером.
Программа
L. Kavakos, WDR Sinfonieorchester Köln, J. Saraste: Brahms, Sibelius
Kölner Philharmonie

Leonidas Kavakos Violine

WDR Sinfonieorchester Köln
Jukka-Pekka Saraste Dirigent

Sibelius I

Johannes Brahms
Konzert für Violine und Orchester D-Dur op. 77 (1878)

Pause

Jean Sibelius
Lemminkäinen-Suite op. 22 (1900, 1939)
Legende nach dem finnischen Volksepos "Kalevala"

https://www.koelner-philharmonie.de/veranstaltung/115551/
Оркестровое вступление меня откровенно обескуражило. Оно просто было не вместе. Откровенно не вместе. Струнные группы не совпадали между собой и с деревянными духовыми. У меня брови полезли куда-то, ближе к ушам.

Кавакос при этом стоял, одетый в небесно-голубой сюртук, и не обращал на это безобразие никакого внимания. Спустя пару строчек они как-то "сошлись" и стали играть дальше. Тогда обнаружилось следующее. То ли темп был взят слишком неторопливый, то ли дирижёр не давал активных импульсов, но движение в музыке напрочь отсутствовало.

Так всё было размеренно, качественно, красивым звуком ... и скучно.

Добавлю к этому, что я лет пять назад заслушивалась записью этого концерта в исполнении Давида Ойстраха, может быть и оттуда моё укоренившееся представление об этой музыке.

Кавакос тоже начал играть в том же духе. Всё очень правильно, красиво, по сравнению с Ойстрахом, гораздо строже и классичнее. Но без особого вдохновения. Какой-то безжизненный Брамс-бюрократ получался.
Правда к концу первой части ближе к каденции он всё-таки оживился и начал играть более темпераментно. И в каденции стало слушать уже интереснее.

Вторая часть начинается со сложнейшего соло гобоя под лозунгом " умри от удушья, но не отдай ни ноты врагу". Соло было сыграно просто безупречно. Медленная часть получилась очень удачной. И солист тоже играл свободнее, и слушать было приятно.
В третьей части Кавакос воодушевленно рванул с "места в карьер" а оркестр
( точнее дирижёр) его немножко "не пущал" играть в более быстром темпе. Но музыка финала и так более задорная и всё было здорово. Только финальные аккорды ( и в первой части, кстати, тоже). Были у оркестра с солистом не вместе ( солист раньше). И это тоже должно быть отнесено на счёт дирижёра.
Публика бесновалась, Кавакоса несколько вызывали, и он порадовал частью из Ре-минорной Партиты Баха на бис. Очень хорошо!

Хорош, правда?
Вот с кем бы снять фильм о Паганини ( а не с "карамельным" Дэвидом Гэрреттом).
Дирижировал Юкка-Пекка Сарасте (или Зарасте, не знаю точно). Я с ним тоже работала несколько раз и была поражена его точностью дирижирования современной музыки, он суховат, и точен, как часы. Всё отлично показывал, очень было удобно с ним играть.
Симфонию Шуберта он тоже удачно дирижировал, не давил, и давал свободно играть.
Но Брамс ему как-то по темпераменту не подходит, кажется.
А вообще он бывший скрипач.
Если вам интересно, можете послушать первую часть Брамса в исполнении Кавакоса с неизвестным мне оркестром, и обратите внимание, ещё и на то, насколько интересно сыграно оркестровое вступление, и подготовлена почва для вступления солиста:

А вот исполнение Ойстраха:




В перерыве я по обнималась со знакомыми оркестрантами, и мы восхищенно поахали по поводу солиста.

Со второго отделения я ушла. На Сибелиуса просто не было сил.

Отдельное спасибо jalla00 за компанию, и за чудесный пирог со сливой!


  • 1
Кавакоса я живьем однажды слышал с LSO и концертом Корнгольда. Он мне тогда показался таким нормальным, добротным скрипачом. Но никакого wow не было.

P.S. Там вначале Малера на Штрауса подправь, с Альпийской :)

Теперь думаю о том, как "стреноживает" солиста оркестр.
Кавакос поразил именно с сонатами. Сонатные вечера одного композитора - это высший пилотаж!
А если бы я его тут услышала, то подумала бы, как и ты. "Ну хорошо, но не wow..."
Ну и Корнгольд тоже не самая показательная вещь...
Музыкант, любое произведение может сыграть интересно, это Хиллари Хан. Ты её слышал?
Баха в её исполнении?

Спасибо, с Альпийской. )

Я тоже люблю Ойстраха с Брамсом. А на Паганини тянет Марков, знаешь такого?

Да, у него тоже имидж демонический такой)))

ну он и играет соответственно, Кавакос меня не сильно впечатлил в записях

ЕЩе у нас диск Венгерова с этим концертом, но я вообще у Венгерова все люблю

Я полюбила Сонату Франка в исполнении Венгерова:
https://m.youtube.com/watch?v=azig53FTgAY

Ах!!!

Вот,вот!я тоже всем сказала,что играл вначале,как "бухгалтер",и ты назвала его "бюрократом",не сговариваясь ! Я-то все воспринимаю,в отличие от вас,специалистов, кожей:нравится-не нравится, как собака,всё понимаю,а сказать не могу.но мне тоже показалось ,что сыграно без души.а ты,вот, всё и объяснила!и спасибо за компанию!

Да, когда начинаешь писать, поневоле разбираешься в своих мыслях и ощущениях. ))))
Надо повторить!!!

Я с удовольствием!

Какая чудесная рецензия :) Кавакоса живьем не слушала, а надо бы.
Фраза про вступление гобоя убила, сижу ржу. А вообще всю жисть мечтала поиграть в оркестре, узнать вот как это бывает:)

Слушайте сами, смотрите сами)))

https://m.youtube.com/watch?v=CHIvsWGd1SY

Смотри, что я тебе нашла. Смотреть с 4:50. Это Клаудио Аббадо и оркестр Берлинской Филармонии, и первый гобоист всея Германии Альбрехт Майер.
Так камера хитрит и уходит с его лица на руки.
Я сама послушала 2 раза.))))
А тебе как?

Re: Слушайте сами, смотрите сами)))

У них последние аккорды в первой части тоже не вместе, кстати...

Салонен произвел на меня неизгладимое впечатление в записи с Хилари Хан - Концерт Шёнберга. А в Концерте Брамса Ойстрах с Клемперером так и остались для меня непревзойденными. В Сибелиусе же предпочитаю Ферра с Караяном.

Edited at 2015-09-14 09:19 am (UTC)

Именно так оно и есть: у него 20 столетие лучше получается!
А Сибелиуса надо послушать, я не знаю эту запись...

  • 1
?

Log in

No account? Create an account