Zapiski-is-orkestrovoi-jami (imb_irj) wrote,
Zapiski-is-orkestrovoi-jami
imb_irj

Category:

Профжаргон-4. Вопрос-ответ. Техника ты моя, бриллиантовая...

Продолжаю в несколько заходов отвечать на содержательный вопрос:
http://imb-irj.livejournal.com/252348.html
Всего-то мне и осталось, что " что такое бриллиантовая техника", и в чем выражается то, что оркестр "не поддержал солистку".
И ещё вопрос про академическую музыку и академичную игру от ritfsch ( я помню).

Вы когда-нибудь держали в руках дорогие швейцарские часы, и одновременно их не очень удачную китайскую подделку?


Грамотная техника игры на инструментах, особенно на струнных, очень важна.
Есть, конечно, такие "самородки", которые многому могут научить себя играть на инструменте сами, но это, действительно, единицы. И некоторые из них играют не "благодаря", а "вопреки".
Я специально внимательно читаю биографии сегодняшних музыкантов-солистов. И, преимущественно, в них вычитывается одно: либо ребёнок родился в семье музыкантов, которые заметили его способности, поддержали, нашли хорошего педагога. Либо ребёнок случайно встретил ( или попал) к педагогу, который разглядел его талант, и начал с ним заниматься.
Ференца Листа, например, из Венгрии, отправили учиться в Париж ( в сопровождении родителей). Талантливые скрипачата тянулись в Петербург к Ауэру или в Одессу, к Столярскому, Марлен Дитрих ( тогда её ещё звали по-другому) в юности отправили учиться к Флешу ( в результате чего она переиграла руку и с чистой совестью занялась актёрской карьерой), уместно упомянуть и Брона с Репиным: Репина родители вообще-то хотели на аккордеон отдавать, но у педагога не было в классе свободных мест ( как гласит легенда).
Так как чаще всего начинают играть в раннем возрасте, то без помощи и ободрения взрослых сложно.

Но вот все этапы пройдены, и перед вами взрослый музыкант:
и вы слушаете в его исполнении какое-нибудь произведение. Скорее всего вы заметите, играет он качественно, или откровенно халтурит.

Техника в данном случае, это четкость координации и совпадение движений рук ( палец уже стоит на нужном месте на струне, прижимая ноту, прежде чем смычок придёт в движение). И точность во всех мелочах. Чёткие и аккуратные смены смычка и струн, точные по времени пальцы левой руки, если играется несколько нот во время проведения смычка в одну сторону.
Вот все эти "тысячи мелочей", отработанные и применённые со вкусом во время исполнения произведения, и входят в понятие "бриллиантовая техника".
Всё это обязательно должно быть вовремя разъянено и оставаться в голове у ученика.
Существует два противоположных полюса: люди, играющие настолько на эмоциях, что страдает аккуратность и техника, и, наоборот, увлечённые техникой настолько, что умудряются всю музыку истребить, и остаются сплошные ноты и технические приёмы.
Красота где-то посередине, тем более, что музыкант на сцене должен раскрывать сущность музыки публике, а не только услаждать себя самого , чем иногда страдают люди, играющие на эмоциях, их заносит, они могут потерять контроль.
В-общем, бриллиантовая техника сродни дорогим швейцарским часам. Знатоки заметят и оценят, а так просто красиво и приятно чувствам.

И про поддержание оркестром солистов: солист, он как капризная женщина с запросами ( иногда, а особенно - певцы), ему хочется немного свободы, например, в темпе, иногда чуть-чуть убыстрить, иногда чуть замедлить ( отношения музыкантов со временем вообще и с темпами в частности, а именно субъективность восприятия темпов, это отдельная и увлекательная тема, на которую я напишу, если хотите). В таком случае солист желательно должен представлять себе, насколько далеко он может в этом заходить, потому что возникает опасность, что оркестр ( сложный организм), не сможет играть вместе с ним. И дирижёр должен очень внимательно следить за солистом и передавать оркестру дальше все его музыкальные намерения.
На том же концерте случилось следующее: солистка попыталась играть чуть свободнее и немного замедлила в конце фразы - оркестр не замедлил, то ли дирижёр недостаточно чётко показал, то ли они просто не способны к такой точности. А потом она немножко ускорила в середине следующей фразы, и оркестр во главе с дирижёром тоже не смог сыграть вместе с ней. После этого солистка, видимо поняла, что надо играть менее свободно, и дело пошло на лад.
Это особое и очень ценное умение дирижёра - аккомпанировать, особенно важно это в опере, и не у всех получается, увы.

Теперь всё стало яснее?
И присылайте ваши вопросы, господа!
А также желаю всем хороших выходных!




Tags: Вопрос-ответ, Концерт, Оркестр, Профжаргон
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments