?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Концерт Квартета им. Бородина.-2
Главный
imb_irj
Начало здесь:http://imb-irj.livejournal.com/256311.html
Тринадцатый Квартет Шостаковича, который я слышала впервые в живом исполнении произвёл очень сильное впечатление.
В программке про это позднее произведение Шостаковича написано, что, хотя Шостакович, как Секретарь Союза Композиторов в 1968 году сделал доклад, в котором высказал своё негативное отношение ко всем формам системного авангардизма в музыке ( обвинял композиторов-авангардистов в том, что они сознательно формируют новые музыкальные формы, исключительно за счёт ломки старых: текст доклада на русском я добросовестно поискала в интернете, но господа Гугл и Яндекс кормили меня исключительно биографией Шостаковича, написанной везде одними и теми же словами), но в противоположность его мнению, как музыкального функционера Шостакович-композитор тем не менее экспериментировал с элементами двенадцатитоновой системы Шёнберга уже в своём Двенадцатом Квартете, впервые исполненном в 1968 году.
Тринадцатый квартет был впервые исполнен Квартетом им. Бетховена в Ленинграде 13 декабря 1970 года и начинается непосредственно двенадцатитоновой последовательностью звуков - соло альта ( здесь критик в пишет "von der Bratsche mit ihrem bedrückenden Leidensgesang" - альт с его страдальческой песней). Думаю этот критик никогда не играл на альте. Основные альтовые соло в квартетах-квинтетах написаны не всегда "удобно" для исполнителя, поэтому некоторый градус мучений альтисту обеспечен ( но мы их тщательно скрываем, и от критиков тоже). Назову хотя бы начало "Американского" квартета опус 80 Антонина Дворжака, начало третьей части квартета Равеля, соло альта в Восьмом Квартете Шостаковича, а к ним вдогонку все начало "Думки" того же Дворжака из его музыкального квинтета. Но музыка того стоит!

Квартет написан симметрично Adagio-Doppio movimento-Adagio.
И играли они завораживающе, начиналось всё с соло альта, потом были и цитаты ( точно не распознала, откуда), и знаменитый d-es-c-h конечно присутствовал, и элементы джаза, и даже ритмичный стук смычком по инструменту ( я каждый раз вздрагивала).
Закончилось произведение соло "для альтиста с железными нервами". Очень высоко, абсолютно без сопровождения, и медленно. И замерло на высоком B.
Альтист играл выше всяких похвал, как впрочем и в Чайковском.

И, конечно у всего квартета потрясающая культура ансамблевой игры, всё идеально соответствует, и звучит, как единый инструмент.
В любом квартете придираются, как правило к первому скрипачу, а второго хвалят, и виолончелиста обожают. Почему?
Партия второй скрипки невероятно важна, но, по-большей не так хорошо прослушивается ( не забывайте, что квартет должен звучать, как один инструмент), а вот первого скрипача слышно всегда, он и тематического материала играет большую часть, и по диапазону играет выше, поэтому он, как под рентгеном, виден весь. Любая пылинка и неточно взятый штрих ( даже не нота) не укроется от слушателей.
Я вот на Чайковском, например, решила, что у Рубена Агараняна слишком крупная однообразная вибрация, и иногда не очень точные прыгающие штрихи.
А спросите меня тоже самое про Сергея Ломовского, я вам и ответить не смогу.
Потом я вспомнила про уязвимость первой скрипки в квартете и успокоилась. А потом закрыла глаза, и поняла, что впечатление было частично оптическим, потому что он просто почти не двигался при игре.

Оказалось, что сочинение не только струнных квартетов, но и камерной музыки в России 19 века не приветствовалось. В первую очередь композиторами "Могучей кучки", которые считали сочинение камерной музыки признаком "прозападности" композитора. Сами не сочиняли, и критиковали других.
Но Чайковский, к счастью три квартета написал, и Бородин, хотя и принадлежал к "Могучей кучке", два.

Что же рассказать про исполнение Второго Квартета Бородина?
Музыку эту я очень люблю, а исполнения лучше, чем нам было предложено, сложно себе представить. Там было всё: и невероятная свобода и радость исполнения, и единение исполнителей с композиторским замыслом ( к сожалению, творческое музыкальное наследие А.Ф. Бородина очень невелико), так музыка не была его главной профессией, он также известен своими достижениями в химии ( и медицине), и именно этим зарабатывал себе на жизнь, а не музыкой (https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Бородин,_Александр_Порфирьевич),
да и музыкальный материал этого квартета очень благодарен для исполнителей.
И, хотя они, вероятно, часто исполняют это произведение, звучало оно очень свежо.
Артисты были награждены бурными аплодисментами и стоячими( частично), овациями.
И сыграли даже два "биса" - переложения из "Детского альбома" П.И. Чайковского "Немецкая песенка" и "Марш деревянных солдатиков".

Вот расписание концертов квартета на их странице:
http://borodinquartet.com/concerts/



И, кому интересно:
поздние квартеты Шостаковича в исполнении квартета им.Бородина ещё в "маститом" составе



Тринадцатый квартет нас начинается с 44:50.

Информация о Шостаковиче и его Тринадцатом Квартете с немецкого оригинала, написанного Guido Fischer в моём вольном переводе.

  • 1
Альтист- Дмитрий Шебалин.
Мой профессор по камерному ансамблю в МГК. Как и Копельман.

Так Вы, наверное и Найдина и Большина знаете по Консерватории?
Дико было тогда себе представить: Бородинцы с другим альтистом))

Очень хорошо написала! Садись, пять !:)

Хи-хи)))
Спасибо!

  • 1