Previous Entry Share Next Entry
Во главе оркестра.
Главный
imb_irj
Я писала когда-то, что с девятнадцатого века многое изменилось в дирижёрском искусстве - дирижёр повернулся к залу спиной ( до этого стоял лицом). Как сейчас помню, что писала с умным видом, что это был либо Мендельссон, либо Вагнер, но доподлинно не совсем известно.
Пост найти, увы не могу. То, что СУП убрал из Жж поиск по словам, очень печально... А теги у меня вроде проставлены, но и там ничего не нашлось...
Зато нашла один ранний пост про оркестровую яму: http://imb-irj.livejournal.com/1517.html
И карикатуру: http://imb-irj.livejournal.com/112041.html#comments


А тут набрела на такой интереснейший пост со множеством картинок, и не могу не поделиться:



Оригинал взят у cleofide в Во главе оркестра
В Фейсбуке возник интересный разговор, к которому автор поста меня как-то не приглашал, но другие участники просили высказаться.
Я выскажусь здесь, потому что нужно выкладывать много картинок, а для формата ЖЖ это привычнее.

Вопрос от Ekaterina Pospelova был примерно таков:

Где стоял дирижер и что делал до того, как стало принято поворачиваться спиной к залу и дирижировать палочкой?

Есть ли какие картины, может быть, или гравюры, где это запечатлено?



Отвечаем: да, картинки такие есть.
Но почему-то считается хорошим тоном не читать того, что пишут музыковеды - практики, разумеется, выше этого.
Ладно бы, не читали доморощенных специалистов, однако пренебрегать немцами, по-моему, всё-таки не стоит.

Выходила в покойной ГДР такая прекрасная и очень познавательная серия Musikgeschichte in Bildern. Это не "История музыки в катинках", и собрание изобразительных материалов, касающихся истории музыкальной практики.
Один из томов этой серии называется "Концерт". Составил его Генрих Шваб. Там не только иллюстрации, но и подробные пояснения с историческими экскурсами.
Серия эта есть в библиотеке Московской консерватории, только, повторяю, ею почти никто не пользуется.
Мне было очень недосуг глубоко вникать в историю вопроса, но кое-что я всё-таки нащёлкала. Прошу не считать это пиратством, я - ради просвещения.



Итак: бал в честь дня рождения принца Вильгельма III Оранского. Гаага, 1686.
Дирижёр - ЕСТЬ. Он ни на чём не играет, а дирижирует свитком нот и следит по партитуре. Стоит лицом к публике. Оркестр по бокам от него.



Едем дальше. 18 век, ранняя классика. Франц Ксавер Рихтер за дирижированием. Та же картина. Свиток в руке, партитура перед глазами, Рихтер машет, стоя лицом к публике.




Вена, 1808 год. Исполнение "Сотворения мира" Гайдна в зале Венского университета - последнее появление Гайдна на публике.
Дедушка в кресле на первом плане, оркестр и хор на сцене.



Исполнением руководили очевидно двое: маэстро за фортепиано и концертмейстер (он стоит справа). Певцы-солисты, тенор и бас, стоят у пюпитров, сопрано сидит.




Ещё раз взглянем на композицию. Дама пытается укрыть шалью ноги озябшего Гайдна. Рядом с дамой (уже не княгиней ли Эстергази?) - князь Лобковиц (он хромал и ходил с палочкой). Считается, что человек в коричневом плаще справа - Бетховен (он там точно был, причем поблизости от Гайдна). Черты лица различить трудно, но что-то есть. И - да, маэстро в тот период носил бакенбарды.




Относительно дирижирования Бетховена картинок не существует, но имеются описания. Он дирижировал без инструмента и, скорее всего, даже без свитка, только руками, причем сильно жестикулировал и всем телом изображал нужные ему нюансы. Эта манера некоторых забавляла, а некоторых удивляла. Даже родной племянник писал ему, что никогда не видел, чтобы так дирижировал кто-то ещё.

По-моему, в замечательном фиьме BBC "Eroica" очень точно показан этот момент перехода от концертмейтерского дирижирования (Антон Враницкий) к авторскому (Бетховен). Поначалу Бетховен не вмешивается (а у Враницкого нет перед глазами партитуры, он руководит оркестром по своей партии), постепенно начинает что-то показывать, и наконец берёт руководство на себя.
Ещё нет никаких правил, но Бетховен их создаёт и выстраивает интерпретацию, а не просто отбивает такт.




Дирижирование первым скрипачом - обычное дело для начала 19 века и даже позже.




Обратим внимание: дирижёр-скрипач пока ещё стоит лицом к залу.
Концерт в Парижской консерватории, 1843.



Если составы были очень большими (а в 19 веке такое любили), то дирижеров могло быть аж целых три.
И все тоже - лицом к залу. Это исполнение "Сотворения мира" в зале Венского общества любителей музыки, 1843.



Лондон, тоже 1843. Концерт в музыкальном зале на Ганновер-сквер.



Луи-Антуан Жюльен дирижирует оркестром в театре Ковент-Гарден, 1846.



А это Лист в сутане аббата - гораздо позже, в 1865 году.



Ну, и самое забавное: дамский оркестр из Германии. 1873 год, Дама-дирижёр, Карл!
А манера и диспозиция, как при дедушке Гайдне.




?

Log in

No account? Create an account