Zapiski-is-orkestrovoi-jami (imb_irj) wrote,
Zapiski-is-orkestrovoi-jami
imb_irj

Category:

LSO и Гергиев.

Вечером в первый день моего пребывания в Лондоне мы с друзьями отправились на концерт в Барбикан-Центр.
Лондонский Симфонический Оркестр играл один из трёх концертов, завершающих их сотрудничество с Гергиевым в качестве главного дирижёра (2007-2015). Программу всех концертов состравляют произведения Белы Бартока (1881-1945) и Игоря Стравинского (1882-1971).

BARTÓK Dance Suite
BARTÓK Piano Concerto No 2
STRAVINSKY The Firebird (complete ballet)

Valery Gergiev conductor
Yefim Bronfman piano
London Symphony Orchestra





В первом отделении исполнялись "Танцевальная сюита" Sz.27 и Второй Фортепианный Концерт Sz95 Белы Бартока и, во втором отделении, весь балет И.Стравинского "Жар-птица".
Оба произведения Бартока были мне незнакомы, я как-то лучше знаю его скрипичные и камерно-музыкальные произведения, "Прекрасный Мандарин", ну и альтовый концерт, разумеется.
Программку я, конечно, взяла ( они были бесплатные, но я бы и купила, если надо), и внимательно почитала. Оказалось, что между Стравинским и Бартоком существует прямая связь, Барток вдохновлялся использованием русской фолькорной и народной музыки у Стравинского ( сам использовал венгерский и румынский фольклор).
"Танцевальная сюита" является переосмыслением старинной танцевальной сюиты ( часто встречающейся в музыке эпохи барокко), на современный манер, и была написана специально к пятидесятилетию объединения Буды, Песта и Старой Буды в венгерскую столицу Будапешт. Премьера состоялась в концерте вместе с "Фестивальной увертюрой" Эрно Донаньи ( Ernó Dohnáyi) и "Венгерскими Псалмами" Золтана Кодаи ( Zoltán Kodály) 20 ноября 1923 года. Дирижировал Донаньи.
После окончания Первой Мировой Войны Барток был признанным композитором и пианистом и давал концерты в Англии, Франции и Германии.
В Венгии же его часто критиковали за его стиль и он подвергался атакам со стороны правого крыла венгерской музыкальной общественности за использование румынского фольклора. В "Сюите" кроме венгерского фольклора, также использованы румынские и арабские народные песни.
Начинается произведение с большого и сложного соло фагота ( вы тоже вспомнили "Весну Священную"?).
Я со своей стороны слушала с большим интересом, и получила массу удовольствия. Но, такая музыка ( тем более, если не знать народных мотивов и не слышать цитат), не сразу "ложится на ухо". Чтобы подружиться с этой сюитой, её нужно послушать , как минимум, два или три раза.

Концерт для фортепиано я тоже вживую слышала в первый раз, как и пианиста Ефима Бронфмана.
Второй Концерт Барток написал в 1930-1931 годах для собственного исполнения, и по сравнению с Первым Концертом и партию солирующего фортепиано, и оркестровое сопровождение сделал более сложным ( Третий Фортепианный Концерт он, например уже писал для "чужих рук", для своей второй жены Дитты, чтобы она могла заработать денег после его смерти, когда он уже знал о своём неизлечимом заболевании - лейкемии). Второй концерт он многократно исполнял
в Западной Европе, Советском Союзе и США.
Уже с самого начала начинаешь испытывать к солисту уважение, настолько технически сложна партия рояля. Музыка красивая, но для восприятия не самая простая.
В первой части как слышны отсылки к Стравинскому, и соло трубы напоминает тему трубы из финальной части "Жар-птицы"(1910-1911), и первое вступление фортепиано напоминает последовательностью аккордов "Русский танец" из балета "Петрушка".
Во второй части выделяется длинное соло рояля в сопровождении литавр. Часть построена в симметричной форме ( Adagio-Presto-Adagio). Такую же форму медленной части Барток применил в своих Четвёртом и Шестом струнных квартетах (1928 и 1934 годы).
Финал весь пронизан фольклорными элементами и полон энергии. И впервые во всём концерте весь оркестр играет вместе ( а не группами, как во второй части, например).
Исполнение Ефима Бронфмана на мой слух, было ярким и безупречным. Очень пожалела, что сидела в той части зала, где не было видно его рук. Надо было сидеть с видом на руки и биноклем. Там точно есть, на что посмотреть.

С вашего разрешения, продолжение, про балет "Жар-птица", пойдёт отдельным постом.

Tags: barbican, lso, Гергиев, Лондон
Subscribe

  • Суперсила.

    Сегодня до меня дошло, какая у меня суперспособность: Я спокойно выдерживаю, как звучит то, что играют мои начинающие ( и не только) ученики. А…

  • Смещение фокуса.

    Обратила внимание на то, что с тех пор, как я начала ездить на репетиции и концерты на машине, то гораздо меньше волнуюсь перед концертами, по…

  • Не удержалась.

    Селфи с Кириллом Трусовым после последнего, пятого Сибелиуса: А это его цветы, которые он мне подарил и поблагодарил за мои маленькие соло в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 22 comments

  • Суперсила.

    Сегодня до меня дошло, какая у меня суперспособность: Я спокойно выдерживаю, как звучит то, что играют мои начинающие ( и не только) ученики. А…

  • Смещение фокуса.

    Обратила внимание на то, что с тех пор, как я начала ездить на репетиции и концерты на машине, то гораздо меньше волнуюсь перед концертами, по…

  • Не удержалась.

    Селфи с Кириллом Трусовым после последнего, пятого Сибелиуса: А это его цветы, которые он мне подарил и поблагодарил за мои маленькие соло в…