Previous Entry Share Next Entry
Музыканты волнуются.
Главный
imb_irj
Человек я возмутительно легкомысленный, но тем не менее серьёзно размышляла над тем, стоит ли вообще начинать эту тему, стоит ли так откровенно писать о себе, и выдавать всяческие секреты из нашей музыкантской жизни.
А потом поняла, что музыка - это невербально, музыка-это интуитивно, музыка - это волшебно, а не только "волосиками возят по ящичку" и "девочки пели - мозги колыхались" и "плюют в трубочку".
И если я расскажу о каких-то неочевидных постороннему наблюдателю сторонах нашей профессии и жизни, то это наоборот может помочь понять и зауважать наш маленький замкнутый мирок.
Надеюсь, что мои друзья-музыканты тоже поделятся своим мнением и опытом на эту тему.
Для начала расскажу про свои опыты с волнением и его трансформацию со временем.

Маленьким детям всё пофигу. Пока взрослые не объяснят популярно, что всё очень ответственно, то дети играют себе и радуются. Где-то лет в четырнадцать они вдруг начинают волноваться.
Есть, правда, такие экстраверты, что для них "играть на публику" почти тоже самое, что дышать. Им точно нужно на сцену в каком угодно качестве.
Вспомнила забавный эпизод: был у меня в Десятилетке один невероятно талантливый одноклассник, и мы с ним попали к одному педагогу по "общему фортепиано". И уроки у нас были друг за другом. Был это класс, наверное, третий. И вот играет он вяло какую-то пьесу. Класс находится на первом этаже, на улице тепло, окна открыты. Под окнами какие-то рабочие в касках ковыряются ржавыми лопатами в асфальте и один из них к нам в окно заглянул.
Мальчишка это увидел, оживился, выпрямился на стуле, и как заиграет! Очень увлечённо исполнил.
Наша преподавательница очень развеселилась, что он так "играет на публику". А нам играть ему было неинтересно. Я отметила про себя эту черту характера.
Чистота эксперимента заключалась в том, что фортепиано не было его основным инструментом. По основной специальности он был духовиком.
Вечерами он играл в одном из крупных московских театров Людовика Семнадцатого. Вот такая артистичная личность!

Я с раннего детства выступала на сцене с удовольствием, читала стишки, песенки пела, а один раз вообще вылезла на сцену, и стояла там, страшно довольная собой и просто улыбалась в зал. Мне и так было хорошо, прочесть стишок я уже не посчитала нужным.
Именно эта открытость и дружелюбие послужили мне пропуском в Десятилетку ( об этом здесь: http://imb-irj.livejournal.com/46497.html ).

Играли мы регулярно зачёты и экзамены, а также на фортепиано, в скрипичном ансамбле и пели в хоре.
Но при сольных выступлениях на скрипке я продолжала волноваться до дрожи.
Самым неприятным было то, что коченели и отвердевали пальцы и ладони ( кровообращение нарушалось).
Вот учишь себе, и на уроки ходишь с тёплыми руками, а на сцене надо как-то перестраиваться.
Специально охлаждать руки и такими холодными руками заниматься мне в голову не приходило ( пришло сейчас), но я не уверена, что это не вредно для рук.
Но есть любители поэкспериментировать (http://imb-irj.livejournal.com/146821.html)

Но, я точно помню, что меньше волновалась на вступительных, например в училище и в Консерваторию. Я и занималась как-то очень серьёзно и сознательно и очень много самостоятельно. Там было "дело серьёзное", не до эмоциональной ерунды.

А уже поступив, на зачётах и концертах исправно продолжала волноваться. И исправно "несла потери".
Наверняка сыграло свою роль и следующее.
В нашей системе музыкального образования принято больше критиковать и ругать, чем хвалить.
Иногда педагог хвалит тебе другого студента. И кажется, что все вокруг хороши, кроме тебя. Такая вот воспитательная стратегия.
А потом мне волноваться надоело.
И я задумалась...

Не волноваться помогают также всяческие отвлекающие моменты, например, моя коллега по квартету на мой вопрос, волновалась ли она перед нашим последним концертом ответила, что ей было некогда, она всё думала, как бы половчее и побыстрее добраться до своего места на костылях, как побыстрее расслабить руки, чтобы комфортнее было играть.

Recent Posts from This Journal

  • Джойс ДиДонато.

    Концерт ещё не начался, а Джойс ДиДонато уже на сцене.. #joycedidonato #concert

  • Концерт.

    А я завтра на концерт иду! Джойс ДиДонато, Максим Емельяничев и ансамбль старинной музыки «Il Pomo d’Oro»:…

  • Не смотрите картины перед едой!

    Это всё Рубенс: на сей раз неаппетитный. Но я долго рассматривала, в подробностях... Картину вообще раньше прикрывали занавеской. Хотите посмотреть,…


  • 1
То есть уже получив профессиональное образование и понимаю, что уровень - супер - продолжали волноваться?

У меня это было как-то волнообразно и зависело полностью от моей уверенности в себе. Выступить по литературной части где бы то ни было и когда бы то ни было проблемой не являлось. Я, как тот ваш мальчик, прямо сразу оживлялась (и оживляюсь до сих пор), когда появлялись слушатели, они меня окрыляют :))))

Что касается ф-но, то тут моя уверенность истончается до полупрозрачной, и не то, чтобы руки деревенеют, но играю публике хуже, чем без оной, не могу сконцетрироваться итд.

Волноваться - это дело личное, у всех по-разному.
Я неоднократно наблюдала и в оркестрах сильно волнующихся коллег.
А у некоторых не видно.
Я поспрашиваю аккуратненько.

Ваша коллега по квартету права. Моя мама замечала это, и нарочно опаздывала на экзамены, чтобы волноваться не "сдам-не сдам", а "успею на экзамен - не успею".
Я тоже волновалась в зависимости от того, хорошо ли выучивала программу (пьесу) в школе. В училище мне мой педагог (сам из МГК) сказал: "Ты что- волнуешься?! Эх, не умеют наши советские музыканты... Вот Ван Клиберн приехал, говорит: "Чего это тут у вас? Конкурс? Ха! А я из Техаса!" (тогда фильм про принца Флоризеля вышел, где в конце один герой говорит к месту и не к месту "Я из Техаса!") - сел, сыграл, и победил.
И тогда я пыталась перед концертом сконструировать внутри себя состояние, при котором говоришь: "Ха! Я из Техаса!" Помогало.
Да, нас очень критиковали, и мы сами привыкли к себе относиться критично. Это сделало свое дело отрицательное. И критиковали, и высмеивали, остро, едко. Многие сломались.

Да, считалось, что надо всех ломать, вроде, кто выдержит, тот самый перспективный.
Но не везде так было, конечно, не у всех педагогов.
"Ха, я из Техаса," - это отличная идея.

я тряслась на сцене с первого конкурса в 6 лет. Ненавидела сцену, ненавидела сольные выступления, ненавижу до сих пор любую публику, даже дома не занимаюсь, когда кто-то есть. Все по полной программе, потеющие руки, деревянные пальцы, отключающийся мозг. При этом с детства играла на всех возможных конкурсах, и скрипачка моя пихала меня во все концерты, которые были. Потому что талант! *произносить с придыханием.) Играла на автопилоте. Радостное в этом тоже было, нравилось ездить по всяким музыкальным школам, и получать потом места. В училище научилась отгораживаться от зала, и думать только о том, что играю.
При этом обожаю ансамблевую игру, квартеты, камерная музыка, тут все как-то по-другому, мозг работает, и есть удовольствие от командной игры. И не так страшно.)
За всю мою концертную практику я помню только раз, когда играть сольно было легко, здорово и необременительно в психологическом плане, когда сдавала экзамен по спец в Консерваторию. Не знаю, в чем было дело, то ли в абсолютной уверенности, то ли в репертуаре, который я обожала, то ли в педагоге, к которому я поступала и уже занималась с ним, то ли в том, что я бегала сдавать и в Консерваторию, и в Академию, и впервые, кажется, в жизни, умудрилась от души повеселиться на экзаменах.

Вот удивительно! У меня тоже было так на вступительном в Консу, хотя на кону - всё будущее, казалось бы...
А на конкурсах трясёмся. И на рутинных концертах.
Значит, если "благородная" задача, то собираемся.
Но как-то жалко это читать, особенно про то, что если есть кто-то дома, то невозможно заниматься.
Как это? Муж за стеной мешает, а публика в зале нет?
Или хотелось скрыть саму по себе работу над произведением??

A знаешь музыкантов, которые не волнуются, не прибегая к отвлекающим маневрам или другим трюкам? Вот совсем не волнуются, а просто получают удовольствие от концерта (ну или не получают).

надо себя знать, конечно
мне помогает не настраиваться на исполнение, посмеяться, короче быть вне концертного состояния, тогда я и холодными руками играю нормально

беда в том, что нас-то учили настраиваться...

и да, в детстве мне было все по барабану...вплоть до выступлений с оркестром на большой сцене



О, ты играла с оркестром!!!!!
А до какого возраста было всё равно?

(Deleted comment)
Для некоторых волнение - крест. У Казальса и в зрелые годы, и в зените славы - руки подчас тряслись так, что смычок улетал в зал. И успокоился он только, бросив играть и став дирижировать - вот тут он совершенно не волновался.)

Смычок в зал, кстати может не только от волнения улететь: вылетает также, если руки свободные.

Постою, послушаю профи...Думаю, тут от педагога многое зависит, мне не попался нужный.)Всякое выступление в "музыкалке " было казнью.Казнью! И лишь иногда, когда голова была занята чем-то другим настолько ( втюренность, злость и пр) , что переклинивало тру...волнение - получалось в дикий кайф.

Да, есть такое дело! Клин - клином...
А Вы разве училище не заканчивали?

У меня похожая была история с руками, начиная с лет четырнадцати.
Потом, проанализировав, я осознала, что волновалась так из-за того, что недостаточно была готова...с какого-то времени мне стало скучно много заниматься, а вылезать на способностях я уже не могла...

Да, программы сложнее становятся... А интересов в жизни прибавляется ))))

Очень интересно, и основной пост, и комментарии.
Я только недавно (несколько лет назад) перестал ощущать последствия волнения на игре. Думаю, что это связано во-первых с возрастом, во-вторых с тем, что сейчас играю репертуар не классический, поэтому что бы не произошло, можно выехать разными боковыми улочками; и в третьих потому, что наш репертуар больше никто не играет, так что не сравниваешь себя с другими.
Я вообще в детстве не волновался никогда, потому что играл я бардовскую песню, и никто меня не учил, всё в свое удовольствие. А в первый раз я заволновался, когда надо было со сцены что-то сыграть и спеть на одном сборище. И я почувствовал, что пальцы одеревенели. Но поскольку я не знал, что на сцене бывает волнение, то списал это на холод. И только несколько лет спустя, в консерватории, понял, что это такое было.

"Но поскольку я не знал, что на сцене бывает волнение, то списал это на холод"
Вам крупно повезло, вы понимаете??? ))))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account