Previous Entry Share Next Entry
Удивительное - рядом.
Театр
imb_irj
Про всех музыкантов не скажу, конечно.
Но когда с детства регулярно занимаешься на инструменте ( и много), оно как-то входит "в плоть и в кровь".
Ну и при регулярной игре в оркестре, когда себя толком и не слышишь, то надо бы "пёрышки чистить" регулярно.
Я, для себя, знаю, что ещё и голова хорошо в порядок приходит.
Режим такой, получается.
Вот и сегодня пошла позаниматься.

Программы всякой - море. Надо готовиться. И просто хочется поиграть "для себя".
Пришла пораньше в театр, и стою в гардеробе, играю. Голова соображает средне, концентрация тоже так себе...
Но после двадцати минут начинает проясняться.
И тут заходит валторнистка. Мы в ней обычно вежливо здороваемся, но разговоров особых не вели.
И задаёт она мне вопрос: " вот ты играешь двойную ноту, а почему у тебя нижняя звучит громче верхней?"
Я изумилась, если честно.
Но ответила, что во-первых именно в этом месте всегда так, и нижняя нота ( ля малой октавы) резонирует сильнее, потому что на альте есть ля струна, которая тоже колеблется " за компанию". Тем более в таком гулком помещении, как этот гардероб.
- А почему ты тогда занимаешься в этом гулком гардеробе?
- Потому что в нём больше слышны интонационные неточности и гармонические тяготения, ну и резонанс, конечно, увеличивается.
И ещё всяких подробностей узкоспециальных я ей нарассказала.
И получился у нас очень интересный разговор.
Оказывается, что валторна иногда, особенно если строй начинает повышаться от жары и сухости в яме, начинает от резонанса дрожать. И тогда кранты: нужно просто прекращать играть, иначе кикс. Кричит валторна рассерженным петухом, вместо того, чтобы играть нужную ноту.
А звуковысотность они губами делают. Нажимают вентиль, попадают в определённую тональность, губами звуки извлекают обертоновому принципу ( это я ещё из курса инструментоведения помню, что игра на валторне, это логикой никакой не объяснить).
И вес валторны лежит практически одном пальце - мизинце левой руки ( остальные нажимают на вентили).
А правой рукой ( засунутой в раструб) они, оказывается, не только держат валторну, и затыкают ей раструб вместо сурдины, но и корректируют интонацию!!!!!
В зависимости от положения и угла пальцев и ладони в раструбе можно менять высоту звука. И добиваться точной интонации.
А самое интересное, что если валторны сидят слишком близко к литаврам, то колебания воздушного потока от ударов литавр, залетая в раструб валторны под опредённым углом, могут тоже влиять на интонацию...

Вы знали такие тонкости? Я - нет!

А в технике нажатия у нас всё одинаково оказалось.
Теперь у меня появился вопрос к фаготам: валторнистка сказала, что они большим пальцем правой руки "обслуживают" сразу восемь клапанов, бедолаги, надо у них спросить.
В конце мы рассказали другу другу, кто где вырос, и расстались, полные уважения к сложностям исполнения на духовых и струнных инструментах.
Вот посмотрите, как это выглядит:
играет Радек Баборак

https://m.youtube.com/watch?v=QWI8xrbbOQk
Но ещё больше мне нравится вот эта запись:

https://m.youtube.com/watch?v=ojybWTpPTEY


И самое любимое:
Обратите внимание, он немножко киксует ближе к концу соло.

Recent Posts from This Journal


  • 1
Класс, интересно как, не знала о валторнах и фаготах такие подробности, только лишь что играть на валторне сложно, и всех на прослушиваниях спрашивают главную тему Тиля Уленшпигеля :)) одна моя подруга поконсе, альтистка, однажды купила подержаную валторну, возникла у нее идея научиться играть. Но оказалось сложно

Да, очень хитро у них.
Но моё самое любимое валторновое соло, конечно вот это : https://m.youtube.com/watch?v=AUES5PA0ALg

Оооо, и мое! Это моя любимая симфония на всю жизнь, и одна из лучших вторых медленных частей в истории музыки ever. Я рыдала, когда первый раз услышала подростком... :)

Я не рыдала: я деловито играла с пластинкой.
Но душа пела, да...

Да, валторна - это "труба"! Прошу прощения за каламбур. Соло из Пятой - действительно один из лучших моментов, написанных для этого инструмента. Малер тоже любил валторну.

))))))
Труба с завихрениями...
И Рихард Штраус тоже любил...

Интересно, что они делают, если инструмент дрожит, а надо соло играть?..

В идеале, укоротить ноту и сделать паузу...
Знаете что, я переспрошу...

Имб_ирь, здравствуйте! Я недавно подписалась на ваш дневник и получаю огромное удовольствие, читая ваши истории, спасибо!
Для меня, человека, не знающего нотной грамоты - это космос, красивый и непостижимый. Классическую музыку я вообще начала слушать, когда под сердцем появился малыш. Видимо, он решил внести в мою жизнь и душу побольше прекрасного )
Сейчас я хожу вокруг Музыки, как вокруг огня, пытаюсь коснуться лапкой, она манит, лечит, радует, успокаивает и будоражит.
Заношу в свой плейлист на ютюбе ваши ссылки и слушаю, даю сыну слушать. Спасибо Вам!

Спасибо!!!
Мне очень приятно это читать!!
Желаю здоровья Вам и малышу, и слушать много хорошей музыки!

Присоединяюсь к благодарностям. Столько нового узнаю из ваших постов! И музыка, классическая музыка, опять постоянно присутствует в моей жизни благодаря вам!

Edited at 2015-12-02 11:32 pm (UTC)

Мне очень приятно! А музыка присутствует в каком виде? Слушаете?

Да. Эти ваши видео отрывки. И вообще как-то больше стала в последнее время именно классики слушать.

Выгляну из кустов ))

Читаю вас давно с огромным наслаждением, вы пишете о музыке и об оркестрах удивительно интересно. И вот появился случай сказать спасибо ))) Я о валторнах долго думала после поста Карины о мнемонических отекстовках http://kondratea.livejournal.com/466600.html (Кто налажал? - Мы!), а у вас прочла ответ, за что же их так...

Re: Выгляну из кустов ))

Добро пожаловать))))
Как раз мнемоническую отекстовку про валторны я и не знала))))
А я же ещё фаготистов собиралась расспросить, про восемь клапанов одним пальцем...
А у нас было отекстовка на ритм : пунктир и восьмая к нему - Амстердам

Очень интересно, и замечательные записи.
Прекраснейшее валторновое соло, только гораздо короче, чем у Чайковского, - в побочной партии первой части виолончельного концерта Дворжака.

У меня вообще идея была поразговаривать с разными инструменталистами о тонкостях и особенностях игры на разных инструментах)))

Было бы очень поучительно :-)

У меня вообще идея была поразговаривать с разными инструменталистами о тонкостях и особенностях игры на разных инструментах)))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account