?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Палочки-выручалочки.
Главный
imb_irj
Раньше дирижёров, как профессии, не было.
Был капельмейстер, он же первая скрипка, он же, зачастую и композитор.



Потом появились дирижёры, которые сначала отбивали жезлом такт об пол ( Люлли успешно сам себя укокошил, всадив жезл себе в ногу, и получив заражение крови), а потом додумались дирижировать палочкой и она начала укорачиваться постепенно. В девятнадцатом веке дирижёры повернулись к лесу задом спиной к публике и уже всерьёз взялись мучать оркестрантов, сложными многоголосными произведениями.
Гергиев длину палочки довёл до минимума, периодически вообще зубочисткой дирижирует.
Но палочки, это всё равно опасно.
Летают, ломаются, падают...
Я обратила внимание, что "пламенный грек" выходит дирижировать "Электру" сразу с двумя.
Запасную палочку прихватывает.
И не один он такой.
И, правда, замахнулся он во время спектакля и за что-то палочкой задел. Послышался треск, нечто пролетело сверху, и вот он уже стоит "безоружный"...
Немножечко "помахал" так, в потом, в более спокойный момент, выудил запасную палочку и довёл спектакль до конца.

Но самая легендарная история произошла со мной во время учёбы в Кёльне.
Оркестром у нас дирижировал профессор Люиг ( ныне покойный, к сожалению). Темперамента он был крайне холерического, и частенько выходил из себя. По делу, в основном.
Пытался нас, пофигистичных студентов, расшевелить.
Играли мы сложные произведения.
И вот, репетировали мы "Кольцо без слов"- это симфонические отрывки из "Кольца Нибелунгов" Вагнера, кажется Баренбойм их скомпоновал.
Нашим исполнением сцены любви Зигфрида и Зиглинды профессор остался категорически недоволен.
Он закричал: " ну вы, молодёжь, где у вас любовь? Где страсть? Неужели вы ничего такого не знаете? Никогда ничего подобного не испытывали? Вот я вам сейчас покажу!!! Ну играйте же!!"
И конвульсивно замахнулся.
Дальше произошло непонятное:
раздался треск дерева, и кусок палочки ещё продолжал дрожать в его правой руке, но её обломанный конец почему-то торчал из левой, которая вдруг начала распухать на глазах.
"Вот она страсть!!! Играйте-играйте!!! Не останавливайтесь!!!"
заорал он на студентов.
Мы начали изображать что-то такое истерическое, но видимо оно было ближе к желаемому настроению. Оно точно было ближе, я помню...
Он ещё отказывался прерывать репетицию на перевязку.
Об этом случае по всей Германии легенды ходят.

А одна моя коллега, как выяснилось, сломанные во время концертов и спектаклей палочки коллекционирует. Мы сломанную сегодня палочку нашли и ей отдали.
Обязательно расспрошу её поподробнее.


  • 1
Жалко обоих!

Про Люлли я знала, но история с Люигом просто вызывает клекот. Моя любимая сценическая история -- про то как тенора во время арии случайно глотают собственные накладные усы (читала что было по крайней мере два таких случая) -- тоже вызывает нервический клекот.

Я прочла твой комментарий между уроками и громко расхохоталась прямо перед носом у учеников...
В первый раз слышу про глотающих усы теноров)))

Дважды! На самом деле это ожидаемо: он видимо руки каким-то постоянным образом ставил. Бедный.
Насчет теноров ужасно смешно, но если вдуматься, более чем естественно: когда надо брать высокие ноты, они так растягивают верхнюю губу и раскрывают пасть такого чудовищного размера, что скорее надо удивляться что какие-то усы остаются на месте.

А нет практики дирижировать пластиковыми палочками или какими-нибудь еще "безопасными гипоаллергенными"?

Есть какие-то недеревянные....
И конечно они тоже ломаются)))

Из стеклопластика)))
Но с деревянным держателем

световыми мечами!!!

Уже было дело: музыку к "Звёздным войнам" на новогоднем концерте дирижёр махал мечом)))

а зачем вообще нужна палочка, спрошу я наивно:).. неужто и впрямь нельзя махать "так"?.. или эо для слабовидящих? (и тугослышащих:)).. или самому дирижеру драйву предает? типа, есть за что ухватиться?)

Жест виден чётче...
таоке продолжение руки.
но есть и дирижёры, которые обходятся без..
В опере лучше с палочкой.

СИжу и думаю: неужели Люиг специально себя ранил, чтобы воздействовать на студентов или это удачное в прямом и переносном смысле стечение обстоятельств?!

Он не специально, конечно....

Однако прерываться на перевязку не захотел. Какой поразительный напор!

Edited at 2016-02-02 12:38 am (UTC)

Полная отдача искусству!))

Не просто полная, а дополненная (куском палочки) отдача! ;)

Выглядело это жутковато...

Еще бы!
Как вам играть еще удавалось!? Я бы боролась с желанием рвануть к нему и обработать рану.

Я слышал байку о том, как ранившего себя таким же образом дирижёра повезли в травмпункт, чтобы вытащить обломок из ладони.
Оказав пострадавшему помощь, врачи решили посмотреть в архиве, первый ли это случай в истории их травмпункта.
Оказалось - второй. Первый был - с тем же дирижёром.

Ничего себе!!!!!!!!
Как молва летит...
Я сама об этом недавно узнала!!
Так это и был второй раз...

Почти как съесть бумажку со своим произведением!

Ну только если короткую песнку, иначе подавиться можно, если не запивать.
А чем запивают рукописи?

я думаю, ничего не поможет)

Вот, раскопала старую запись про Тосканини: http://postumia.livejournal.com/163054.html#comments

  • 1