?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Не тренируйтесь на кошках - 2
Концерт
imb_irj
Начало здесь: http://imb-irj.livejournal.com/277698.html

А теперь подробнее о подготовке к концерту.

Как это ни странно, но волнение хорошо снижается некоторой отвлечённостью.
Но слишком отвлекаться - тоже нежелательно. Потому что это сразу слышно.
Как обычно, золотая середина выигрышнее всего.

И неплохо бы не хотеть никому ничего своим выступлением доказать, ни себе, ни другим.
Ну и конечно, произведение должно быть хорошо выучено и обыграно.
И, на всякий случай, надо знать, как выкрутиться.
Привожу конкретный пример.
При волнении инстинктивно начинают "задираться" плечи. Типичная проблема струнников. Страдает правая рука, точнее, штрихи. Прыгающие - начинают скакать и цокать. Акценты становятся более тяжёлыми.
Потому что плечо задирается и локоть оказывается выше. И изменяется соотношение и вес руки на смычке.
Я взяла себе привычку с утра перед уходом на работу играть по несколько вариаций на свежую голову.
Пианиста постоянного у меня нет, я поспрашивала знакомых, но никто и не рвался особо участвовать со мной в концерте.
Тогда я решила, что проведу эксперимент и сыграю сама.
Произведение всё равно надо было сокращать ( делать из двадцати минут семь или восемь).
Как выяснилось, и у Кугеля сокращённая редакция тоже имелась.
Я выбрала себе к теме восемь вариаций, проверила, чтобы они хорошо и логично стыковались, и сделала копию с одним лишь переворотом ( играла по нотам).
За неделю до концерта отправилась к подруге Зи.
Сыграла "мою" версию сходу, не разыгрываясь. Получила пару советов и заказ на ноты ( ей понравилось пьеса в альтовой редакции).
Записала на телефон.
Потом сыграла ещё раз. Записала для сравнения.
На следующий день послушала запись, сделала выводы.
Накануне пошла к одной из своих взрослых учениц в гости ( у неё большая гостиная).
Предварительно продумала небольшой сопроводительный текст о Паганини и о самой теме, это народная песня, которая встречается у нескольких европейских народов с разными текстами. И о происхождении названия "Венецианский карнавал".
В гостях у ученицы опять включила камеру, и записала и устное вступление и само произведение. Заодно посмотрела, на сколько минут хватило её внимания.
Дома послушала, получилось по длительности восемь с половиной минут, поэтому одну вариацию я сократила. Вооружилась ножницами, порезала и переклеила ноты.
В день концерта в утра кусочками сыграла произведение медленно.
Перед концертом приехала пораньше и "на месте" поразыгрывалась.
Зашла в зал, проверила, есть ли пюпитр, поднимающийся до нужной мне высоты.
Играла я во второй половине концерта. Из уважения к коллегам и любопытства сидела и слушала все выступления до меня, а не только те, которые были после.

Когда пришла моя очередь, поставила мобильник на запись ( тихонько), сняла тёплую кофту ( сидеть было прохладно), и, пока устанавливала себе пульт на нужную высоту и раскладывала ноты, уже начала говорить. Попутно общалась с публикой и следила за реакцией, пока интерес держался, можно было рассказывать факты.
Если внимание уменьшалось, надо было либо шутить, либо задавать вопрос.
С публикой разговаривать мне сложнее, чем играть.
Но если рассказать немного о композиторе и произведении, то они лучше слушают, с пониманием. Публика состояла из учеников и их родителей.

Наконец, можно было уже играть.
Я начала играть, стараясь соразмерять звук с размерами зала ( зал был небольшой), и как можно более расслабить плечи и руки для удобства исполнения быстрых фрагментов.

Во второй половине пьесы заметила, что внимание публики падает, попробовала немного поутрировать и подурачиться, но они уже начали отвлекаться. Тогда я приняла решение, и пользуясь преимуществами свободы выступления "в одиночку", "перепрыгнула" через одну быструю, но довольно однообразную вариацию, на ходу поменяла пару гармоний, присочинила пару аккордов для логичного перехода к окончанию ( коде), и благополучно завершила пьесу.

По ходу отметила, где ещё необходимо доучить, продумать фразировку, сделать более разнообразную динамику.
Поклонилась и незаметно выключила запись.

Выступление длилось всего около десяти минут.
Прослушала запись на следующий день. Осталось чем-то довольна, а чем-то не очень.



  • 1
Вы просто профи, Ирина.
Я, как и Вы, страдаю этим идиотским перфекционизмом: вместо того, чтобы забить на всё, расслабиться и постараться получить удовольствие, а там - как покатит, тоже трачу на подготовку уйму сил и времени, а потом бываю чем-то доволен, а чем-то не очень.)

Я - самая обыкновенная)))
А куда же без подготовки? Это был необходимый минимум...

Это Вам (нам) так кажется.)

Я это слышала!внимание не ослабевает, было интересно!
И совершенно не чувствовалось, что там столько работы!

Я рада, что вы приходили! ))))
Вот теперь свидетелем будешь!
Оно так и должно выглядеть - легко. Тем более, что и музыка легкомысленная)))

Спасибо!
Главное - что я наконец написала этот пост.

Я советы из вашей прошлой статьи послала сыну несколько дней назад, накануне аудиции, и он сыграл очень хорошо. Даже получил удовольствие, хотя это бывает редко в таких случаях и, кажется, считается подозрительным.

Поздравьте его от моего имени!!
Так получилось у него передвинуться?

Пока нет.
Но он не унывает.
Никого не взяли - а на второй тур только он и прошел.

О, это важно!!

Кстати, насчет того, чтобы отвлечься на что-то. Вдруг он почувствовал (во время игры) что мостик соскальзывает. Он внезапно оказался надломленным.
При том, что он альт нигде не оставляет ни на минуту...
Зато теперь у него новый, более удобный.

Главное - что не свалился во время игры ( мостик))))

Вот, он отвлекался во время игры на мысли о мостике: свалится или нет, успею доиграть или нет?!

  • 1