Previous Entry Share Next Entry
Осторожно - музыка! Десятилетка.
Главный
imb_irj
Моё главное занятие по жизни не учить, а учиться.
И профессия такая попалась, хотя я и играю с шести лет, но при этом при покорении очередной вершины обычно открывается взгляд на следующие. Ещё более высокие.
По дороге я сделала приняла прекрасное решение - перешла со скрипки на альт. Как-то естественно и непринуждённо.
И открылась мне большая радость, что можно было наслаждаться игрой замечательных скрипачей, не терзаясь страшными мыслями "я почему я так не могу, не стою на этой сцене" и.т.д.
Маленькими скрипачатами с подушечками на шее мы регулярно внимали Главной Мантре: "занимайся больше, играй лучше, и станешь тогда великим скрипачом, как Ойстрах, и поедешь за границу с концертами. А если не станешь, как Ойстрах, так хотя бы попадёшь в хороший оркестр, и всё равно поедешь на гастроли за границу."


Я для себя в восемь лет чётко решила, что лично я, когда вырасту, поеду на гастроли в Париж, и привезу оттуда платье маме. А то у неё мало красивых платьев, и из них два мне совершенно не нравятся.
За границу впервые я попала в семнадцать лет, и не со скрипкой, а с альтом, и не с оркестром, а сама, и не в Париж, а в Вену и Зальцбург.
И привезла не маме платье, а себе джинсы, заработанные игрой на улице. А маме тоже что-то привезла, но больше всего ей понравился брелок для ключей с её именем , оплетённым веночком из цветов, и он до сих пор висит на её связке ключей.


Очень интересная у нас была школа, находилась она в бывшем княжеском особнячке с самом центре Москвы, окружённая с двух сторон зданиями двух Генеральных Штабов. Сейчас лестно думать, что музыкантиков, будущие парадные ярлычки Большой Державы, с самого начала держали под присмотром.
Классы маленькие, и только один класс в параллели, все друг друга знали, и все играли на разных музыкальных инструментах.
В нашем первом классе были струнники, скрипачи и виолончелисты,
пианисты и духовики, которые с первого класса играли на блокфлейтах, а потом, уже классу к четвёртому, начинали играть на разных "взрослых" инструментах.
Больше половины одноклассников сами были детьми музыкантов, остальные были просто детьми из интеллигентских семей.
Всяческие музыкальные предметы были у нас интегрированы в повседневную школьную программу, мы занимались сольфеджио, ритмикой, пели в хоре, играли в ансамбле, для всех не-пианистов были обязательные еженедельные уроки фортепиано.
Из-за нехватки классов старшеклассники учились во вторую смену.
В "господских" комнатах, находились общеобразовательные классы, а наверху, в маленьких келейках с двойными дверьми, проходили уроки "по специальности". Официально нам давалось по сорок пять минут два раза в неделю.
А в холле внизу, как , наверное, ждали приема просители князя, сидели некоторый родители и бабушки, ведь съезжались мы в школу со всей огромной Москвы.

А со второго класса у нас начинался английский язык и музыкальная литература. С пятого оркестр, почему-то сразу с "Неоконченной симфонии" Шуберта.
Спортом мы тоже занимались, но без особого воодушевления, ездили куда-то на стадион, а зимой даже плавали в бассейне, так что мне ещё "повезло " высунуть свою головёнку в резиновой шапочке в облаках пара над водой бассейна "Москва".
А знает ли кто-нибудь, правда ли это, что священники ходили в бассейн , и из чувства протеста, топили плавающих? Хватали за ноги, и держали под водой, пока не задохнешься? Что это? Очередные страшилки? А как же заповедь "не убий "?
Как видите, к плаванию я была отлично готова.
Но самое классное было, что мы плавали вместе со старшеклассниками. Помню только, что весело было.
И вообще, мальчишки-старшеклассники обращали на нас, зелёненьких внимание. В-общем, было интересно, в животе немножко щекотало, и многие были влюблены в одного мальчика из десятого класса, который кокетничал и не обделял вниманием всех девочек, класса с пятого до выпускниц.
И конечно, были всякие интересные родители : мама одного мальчика оказалась композитором, и нас всем классом повели на премьерный показ "Петрова и Васечкина". Там даже присутствовали дети-актёры, которые оказались, какими-то большими, а кто-то даже с прыщами.

В самой школе все было довольно хитро, существовали более престижные педагоги, и средние. Престижные педагоги брали либо самых талантливых, либо по блату.
И конечно была конкуренция.
И были конкурсные экзамены. На вылет. В первом, четвёртом и восьмом классе.
Блата у меня не было вовсе, при очень средней подготовке меня взяли в школу за естественное поведение и сценичность.
Распределили к педагогу, и она все эти глупости в течение двух месяцев из меня выбила.
Мне до сих пор кажется, что она в глубине души ненавидела и музыку, и детей. Меня от неё скоро перевели к другой учительнице, тоже немолодой. Та почему-то начала со мной сюсюкаться, да так, что хотелось спросить:"тётя , ты чо?".
На экзамене в первом классе на сцене актового зала под портретом Ленина у меня тряслись ножки в белых колготочках, стукаясь коленками.
Зубы выбивали дробь и мелко дрожал на кудряшках большой белый бант. Что я делала на сцене, я не помню вообще, отключилась голова.
Меня опять перевели.
Следующую учительницу звали Ольга, она была красива мягкой женственной красотой, носила очки, длинные волнистые волосы закалывала каким-то особо интересным способом, и была молодой женой маститого композитора. Она была очень доброй и терпеливой, и наконец можно было просто спокойно учиться.
На уроках часто присутствовали моя мама, записывая в тетрадку замечания педагога, чтобы потом заниматься со мной дома.
Иногда эти занятия сопровождались криками, терпение на маленьких скрипачат нужно сверх ангельское. По легенде, наша знакомая, сама прекрасная скрипачка, не выдержав, кинула в свою восьмилетнюю дочь сахарницей.

Зато, если я удачно играла на зачёте, то мы шли в кафе-мороженое на Тверскую, и мне дозволялось съесть десерт "Московский" , два шарика сливочного мороженого, политого шоколадной глазурью и посыпанного ореховой крошкой.
Кто как сыграл, кто играет какую программу, очень ревниво отслеживалось и живо обсуждалось родителями.
Как-то мой одноклассник простодушного радовался, что его поставили играть сразу же после младшеклассников, и он произведёт лучшее впечатление.

Но удача улыбалась мне недолго, то ли у Ольги нашли проблемы с сердцем, то ли её муж предпочитал иметь её дома, за компанию с собакой-водолазом, но из школы она ушла, и меня опять перевели. Моя следующая учительница, назовём её условно Лидия, происходила из известной музыкальной семьи, носила длинные висячие серьги, была изящна , некрасива и честолюбива.

Из приятного было то, что у неё уже учились две девочки из моего класса и старшеклассник Костя, который был даже красивее Алена Делона. В её классе всё было без сантиментов и по-деловому, перед концертами и экзаменами она организовывала нам дополнительные концерты в маленькой музыкальной школе на Кутузовском, где работала совместителем. Она мало болела, требовала много, и это дало свои плоды, тем более, что мама ещё работала на пол-ставки после рождения брата, и поэтому продолжала сидеть с тетрадкой на уроках, и занималась со мной дома , и даже сахарницей в меня не кидалась, только один раз подушкой от стула, но промахнулась, зато погнула машинку на скрипке.
А вот с преподавательницей по фортепиано мне повезло сразу, звали её Ираида - Ираида Семеновна. Она быстро заразила меня интересом к инструменту, и раз или два раза в год,
я выходила на сцену ещё и к роялю. Она подкармливала меня на уроках сухариками и печеньем, и благодаря ей, я до сих пор нагло и не позанимавшись могу сесть за рояль и саккомпонировать ученикам что-нибудь звучное, если это только не полифонические Бах с Генделем.


Продолжение следует...

  • 1
Как интересен другой мир...

Интересен и сложен...

список предметов, которыми швырялись в нашей семье в маленьких виолончелистов, длинен и прихотлив
а, да, пианистам тоже прилетало
и ведь, в целом, у нас довольно выдержанные люди дома

Почему родители не додумались кидаться в нас бумерангами? Сидишь себе , кидаешься, и вставать не надо.

А вот словосочетание "Ираида Семеновна" я помню! (Или мне кажется, что помню :))

Значит помнишь))))

На форуме классика в ветке "маленькие скрипачи" тапок мягкий еще фигурировал... А я не так давно взялась размахивать в воздухе чем под руку попалось, - шахматной доской... Внутри были фигуры, у королевы даже корона отвалилась. Тима, рассматривая пострадавшую, спросил: Мама, неужели это правда? Пришлось признаться)

Шахматная доска вместо метронома?
если вы не трясёте напольными шахматами (из домов отдыха моего детства)... ))))

Ужасно интересно это все читать. Заглянуть в "закрытый" мир - как оно там было, как выглядело, как ощущалось.
Спасибо тебе за то, что ты это пишешь.

Зависла на швырянии сахарницы. Очень хочется шепотом спросить "а зачем?..." Хотя, конечно, в музыкальном мире свои законы.

Спасибо тебе, с твоей подачи я и начала писать всю эту историю!

Да, и Ираиду я тоже помню. С дней рождения как раз.

Имя или человека?

как не помнить показ П. и В., я потом ими заболела надолго! кстати, Таня Островская пригласила в 5-м классе меня с Пашей петь на подпевках на записи одной своей песни, где солировал ныне покойный Павел Смеян - Как мог об этом прежде не знать я, что звери наши меньши братья. А нам с Пашей предполагалось петь: как жаль, что наши меньшие братья / об этом не имеют понятья!

а нас, помнится, отвели в детское кафе "Буратино" на Арбате - то ли после первого класса, то ли после поступления в него. там была еще одна барышня, Лиза Дорошевич, которая, кажется, в результате в Мерзляковку пошла.

Помню, помню этот поход в кафе!
А вы с Пашей такие соловушки, я и не знала вовсе! ))))
А Татьянина карьера продолжилась в Америке?

Я тоже училась в десятилетке подобного типа, и помню, как в десятом классе передразнила манеру - даже не игры,а просто сценического поведения - одной девочки-пианистки.
И кто-то передал кому-то, в общем, дошло до ее мамы, преподавательницы этой же школы.
И она позвонила и начала орать, что добьется моего исключения из школы, и т.д.
Моя мама ей, конечно, ответила соответственно...
И запретила мне с этой девочкой общаться до конца моих дней)

О, у нас как-то не помню такого. Дразнить-дразнили. Но впутывать в дело родителей....

Очень интересно. А нашим детям довелось в десятилетке им. Чюрлёниса проучиться только два года. Там было 2 параллельных класса для начинающих (до 4 класса)по 30 человек: пианисты с утра, а оркестранты и хоровики с 12.30. С 5 класса музыканты были в одном классе, а в другом - балетные и художники (школа искусств).
На вступительном экзамене (мой сынок играл Ридинга, а другая девочка Вивальди ля минор) профессор консерватории сказал: "Деточки, вы играйте, а мы тут сбоку немножко посидим, ладно? Вам это не помешает?" Мне было так приятно (родителям разрешали присутствовать).

Как гуманно!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account