Zapiski-is-orkestrovoi-jami (imb_irj) wrote,
Zapiski-is-orkestrovoi-jami
imb_irj

Category:

Осторожно - музыка! Десятилетка.

Моё главное занятие по жизни не учить, а учиться.
И профессия такая попалась, хотя я и играю с шести лет, но при этом при покорении очередной вершины обычно открывается взгляд на следующие. Ещё более высокие.
По дороге я сделала приняла прекрасное решение - перешла со скрипки на альт. Как-то естественно и непринуждённо.
И открылась мне большая радость, что можно было наслаждаться игрой замечательных скрипачей, не терзаясь страшными мыслями "я почему я так не могу, не стою на этой сцене" и.т.д.
Маленькими скрипачатами с подушечками на шее мы регулярно внимали Главной Мантре: "занимайся больше, играй лучше, и станешь тогда великим скрипачом, как Ойстрах, и поедешь за границу с концертами. А если не станешь, как Ойстрах, так хотя бы попадёшь в хороший оркестр, и всё равно поедешь на гастроли за границу."


Я для себя в восемь лет чётко решила, что лично я, когда вырасту, поеду на гастроли в Париж, и привезу оттуда платье маме. А то у неё мало красивых платьев, и из них два мне совершенно не нравятся.
За границу впервые я попала в семнадцать лет, и не со скрипкой, а с альтом, и не с оркестром, а сама, и не в Париж, а в Вену и Зальцбург.
И привезла не маме платье, а себе джинсы, заработанные игрой на улице. А маме тоже что-то привезла, но больше всего ей понравился брелок для ключей с её именем , оплетённым веночком из цветов, и он до сих пор висит на её связке ключей.


Очень интересная у нас была школа, находилась она в бывшем княжеском особнячке с самом центре Москвы, окружённая с двух сторон зданиями двух Генеральных Штабов. Сейчас лестно думать, что музыкантиков, будущие парадные ярлычки Большой Державы, с самого начала держали под присмотром.
Классы маленькие, и только один класс в параллели, все друг друга знали, и все играли на разных музыкальных инструментах.
В нашем первом классе были струнники, скрипачи и виолончелисты,
пианисты и духовики, которые с первого класса играли на блокфлейтах, а потом, уже классу к четвёртому, начинали играть на разных "взрослых" инструментах.
Больше половины одноклассников сами были детьми музыкантов, остальные были просто детьми из интеллигентских семей.
Всяческие музыкальные предметы были у нас интегрированы в повседневную школьную программу, мы занимались сольфеджио, ритмикой, пели в хоре, играли в ансамбле, для всех не-пианистов были обязательные еженедельные уроки фортепиано.
Из-за нехватки классов старшеклассники учились во вторую смену.
В "господских" комнатах, находились общеобразовательные классы, а наверху, в маленьких келейках с двойными дверьми, проходили уроки "по специальности". Официально нам давалось по сорок пять минут два раза в неделю.
А в холле внизу, как , наверное, ждали приема просители князя, сидели некоторый родители и бабушки, ведь съезжались мы в школу со всей огромной Москвы.

А со второго класса у нас начинался английский язык и музыкальная литература. С пятого оркестр, почему-то сразу с "Неоконченной симфонии" Шуберта.
Спортом мы тоже занимались, но без особого воодушевления, ездили куда-то на стадион, а зимой даже плавали в бассейне, так что мне ещё "повезло " высунуть свою головёнку в резиновой шапочке в облаках пара над водой бассейна "Москва".
А знает ли кто-нибудь, правда ли это, что священники ходили в бассейн , и из чувства протеста, топили плавающих? Хватали за ноги, и держали под водой, пока не задохнешься? Что это? Очередные страшилки? А как же заповедь "не убий "?
Как видите, к плаванию я была отлично готова.
Но самое классное было, что мы плавали вместе со старшеклассниками. Помню только, что весело было.
И вообще, мальчишки-старшеклассники обращали на нас, зелёненьких внимание. В-общем, было интересно, в животе немножко щекотало, и многие были влюблены в одного мальчика из десятого класса, который кокетничал и не обделял вниманием всех девочек, класса с пятого до выпускниц.
И конечно, были всякие интересные родители : мама одного мальчика оказалась композитором, и нас всем классом повели на премьерный показ "Петрова и Васечкина". Там даже присутствовали дети-актёры, которые оказались, какими-то большими, а кто-то даже с прыщами.

В самой школе все было довольно хитро, существовали более престижные педагоги, и средние. Престижные педагоги брали либо самых талантливых, либо по блату.
И конечно была конкуренция.
И были конкурсные экзамены. На вылет. В первом, четвёртом и восьмом классе.
Блата у меня не было вовсе, при очень средней подготовке меня взяли в школу за естественное поведение и сценичность.
Распределили к педагогу, и она все эти глупости в течение двух месяцев из меня выбила.
Мне до сих пор кажется, что она в глубине души ненавидела и музыку, и детей. Меня от неё скоро перевели к другой учительнице, тоже немолодой. Та почему-то начала со мной сюсюкаться, да так, что хотелось спросить:"тётя , ты чо?".
На экзамене в первом классе на сцене актового зала под портретом Ленина у меня тряслись ножки в белых колготочках, стукаясь коленками.
Зубы выбивали дробь и мелко дрожал на кудряшках большой белый бант. Что я делала на сцене, я не помню вообще, отключилась голова.
Меня опять перевели.
Следующую учительницу звали Ольга, она была красива мягкой женственной красотой, носила очки, длинные волнистые волосы закалывала каким-то особо интересным способом, и была молодой женой маститого композитора. Она была очень доброй и терпеливой, и наконец можно было просто спокойно учиться.
На уроках часто присутствовали моя мама, записывая в тетрадку замечания педагога, чтобы потом заниматься со мной дома.
Иногда эти занятия сопровождались криками, терпение на маленьких скрипачат нужно сверх ангельское. По легенде, наша знакомая, сама прекрасная скрипачка, не выдержав, кинула в свою восьмилетнюю дочь сахарницей.

Зато, если я удачно играла на зачёте, то мы шли в кафе-мороженое на Тверскую, и мне дозволялось съесть десерт "Московский" , два шарика сливочного мороженого, политого шоколадной глазурью и посыпанного ореховой крошкой.
Кто как сыграл, кто играет какую программу, очень ревниво отслеживалось и живо обсуждалось родителями.
Как-то мой одноклассник простодушного радовался, что его поставили играть сразу же после младшеклассников, и он произведёт лучшее впечатление.

Но удача улыбалась мне недолго, то ли у Ольги нашли проблемы с сердцем, то ли её муж предпочитал иметь её дома, за компанию с собакой-водолазом, но из школы она ушла, и меня опять перевели. Моя следующая учительница, назовём её условно Лидия, происходила из известной музыкальной семьи, носила длинные висячие серьги, была изящна , некрасива и честолюбива.

Из приятного было то, что у неё уже учились две девочки из моего класса и старшеклассник Костя, который был даже красивее Алена Делона. В её классе всё было без сантиментов и по-деловому, перед концертами и экзаменами она организовывала нам дополнительные концерты в маленькой музыкальной школе на Кутузовском, где работала совместителем. Она мало болела, требовала много, и это дало свои плоды, тем более, что мама ещё работала на пол-ставки после рождения брата, и поэтому продолжала сидеть с тетрадкой на уроках, и занималась со мной дома , и даже сахарницей в меня не кидалась, только один раз подушкой от стула, но промахнулась, зато погнула машинку на скрипке.
А вот с преподавательницей по фортепиано мне повезло сразу, звали её Ираида - Ираида Семеновна. Она быстро заразила меня интересом к инструменту, и раз или два раза в год,
я выходила на сцену ещё и к роялю. Она подкармливала меня на уроках сухариками и печеньем, и благодаря ей, я до сих пор нагло и не позанимавшись могу сесть за рояль и саккомпонировать ученикам что-нибудь звучное, если это только не полифонические Бах с Генделем.


Продолжение следует...
Tags: Десятилетка, Истории, Музыка
Subscribe

  • Концертная жизнь в Зигбурге.

    Вчера отыграла в Зигбурге в концертном исполнении «Королевских детей» Энгельберта Хумпердинка ( в рамках Бетховенского Фестиваля):…

  • 1 Сентября!!

    Поздравляю всех, кто причастен!! А тоже учусь, точнее изучаю: новую для меня оперу - «Королевские дети» Энгельберта Хумпердинка ( будет пополнением в…

  • Подготовительные работы.

    Хороший знак, если ноты для гала-концерта организаторы присылают за месяц до начала проекта по почте. Хороший знак, если концертмейстер оркестра…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments

  • Концертная жизнь в Зигбурге.

    Вчера отыграла в Зигбурге в концертном исполнении «Королевских детей» Энгельберта Хумпердинка ( в рамках Бетховенского Фестиваля):…

  • 1 Сентября!!

    Поздравляю всех, кто причастен!! А тоже учусь, точнее изучаю: новую для меня оперу - «Королевские дети» Энгельберта Хумпердинка ( будет пополнением в…

  • Подготовительные работы.

    Хороший знак, если ноты для гала-концерта организаторы присылают за месяц до начала проекта по почте. Хороший знак, если концертмейстер оркестра…